Шекар-Дзонг.
Дзонг - это крепость. На пути к Сиккиму через Тибет транс-гималайская экспедиция Н.К.Рериха прошла шесть дзонгов - крепостей. Они расположены высоко в горах.
"Старинное место - Шекар-дзонг. Когда тибетцы были смелыми орлами, они не боялись взлетать на отвесные скалы и лепить на кручах свои защищенные святыни. Целая декорация башен, переходов и храмов". (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи, с.314)
"Четыре древнейших монастыря Сиккима: Дубди, Санга Челлинг, Далинг и Роблинг. Но значение названий отличное: "Место Размышления", "Остров тайного учения", "Остров молнии", "Остров счастливого устремления". (с.58)
"Монастыри учреждались для помощи немощным духом, но сильные и без монастыря умели далеко распространять своё учение. Недолго они могли оставаться в пустыне, наполнив духовный сосуд, они ощущали потребность возвратиться к людям. Тем они не только несли духовную помощь, но и сами приобретали знание жизни. Это последнее условие обычно не понимается, ибо люди не знают о равновесии". (Надземное, 523)
"Монастыри часто назывались общинами. Жизнь общинная уже была признаком сотрудничества и взаимоуважения." (Община, 9)
"Единение указано во всех верованиях, как единственный оплот преуспеяния". (Община, 4)
"Такой высокий и близкий всем народам Облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях. И не то диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но то диво, что светлая идея Общины выражена так ясно. И кто будет против этой идеи? Кто умалит простейшее и красивейшее решение жизни? И община земная так легко и научно вливается в великую Общину всех миров. Заветы Иисуса и Будды лежат на одной полке. И знаки древнего санскрита и пали объединяют искания." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи, с.85)
"Нужно было иметь чувство красоты и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на таких высотах. Во многих подобных безводных жильях в скалах были пробиты подземные ходы к реке, чтобы мог пройти гружёный ослик. Эта сказка подземных ходов, как увидим, сложила многие самые лучшие предания". (Н.К.Рерих. Избранное, с. 113)
На картине изображена Тибетская крепость - дзонг. Раньше тибетцы строили свои монастыри и крепости на самых непреступных местах на вершинах гор. Для этого нужно было обладать чувством красоты, мужественной самоотверженностью, чтобы укрепляться на таких высотах. Художник писал, что эти стены складывали какие-то иные люди. Строители их знали о Гесер хане, о Владыке Шамбалы. Здесь когда-то были и Ашрамы Великих Махатм. Теперь ничего не осталось. С седьмого века Тибет становится цитаделью северного буддизма. Словно птичьи гнезда, приютились по склонам гор гималайские монастыри различных буддийских сект, один из которых и показан на картине.