Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=966&size=3
Обороты: |
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
6 июня. ...Пришли от команды парохода: просят дать статью в их газету. Не успел написать: «Великая рука Азии»,— а тут еще идут представители матросов и пассажиров с просьбой прочесть им лекцию. Вот это называется — стремление. Вот это поиски — нет ли где еще нового, нет ли полезного, чтобы просветиться. На картине «Сон Востока» * великан еще не проснулся, и глаза его еще закрыты. Но прошло несколько лет, и глаза открылись, уже великан осмотрелся и хочет знать все. Великан уже знает, чем владеет. В Америке и Дымов, и Каральник, и другие писали об этой картине, спорили, а она уже — в жизни.
*«...Сон Востока» — картина Н. К. Рериха, написанная в 1920 г., на ней изображен богатырь с восточными, скифскими чертами лица в глубоком сне. Прибыв в СССР, художник привез в Москву развивающую эту тему картину «Явление срока» (1926 г.): над спокойной землей — голова гиганта богатыря, в лице которого узнаются черты Ленина, зорко глядящего на Восток. О толковании этой картины и спорах вокруг нее и говорит здесь Рерих, так определявший ее идею: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства». |
||||||||||||
|
||||||||||||
У Рериха есть две картины, символически повествующие о пробуждении национального самосознания народов Востока. «Сон Востока» (1920) — громадная голова былинного великана с монгольскими чертами лица, глаза полузакрыты, но веки, как при пробуждении, чуть вздрагивают. Все погружено в желтоватую предрассветную мглу. И вторая картина— «Явление срока» (1927), здесь тоже в радужной предрассветной дымке, в пустыне среди холмов, возвышается исполинская голова, лицом обращенная к востоку, глаза уже открыты. В этом ряду можно назвать и «Голос Монголии».
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Особое место в творчестве художника этого периода занимают работы, явившиеся итогом философских размышлений о важнейших явлениях современности. В 1926 году была создана картина «Явление срока». В ней Рерих рисует обращенную на Восток гигантскую голову мудреца, в облике которого можно найти некоторые портретные черты Ленина. Сам художник, создавший это произведение до приезда в Москву, так объяснял свой замысел: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цени рабства». Далеко не многие, подобно Рериху, в начале 20-х годов брали на себя смелость утверждать близкие сроки освобождения народов Востока от колониального рабства. В этой аллегорической картине можно усмотреть и сокровенную мысль художника о силе советского народа, о величии гения Ленина, который указывает путь борьбы народам Востока. И хотя по своей образной трактовке произведение представляется надуманным и неудачным, оно но идейному содержанию занимает исключительное место в творчестве Рериха. Несомненно, эта работа явилась результатом его сложных раздумий об угнетенных, порабощенных народах Востока и о своей свободной, обновленной родине. |
||||||||||||
|
||||||||||||
..."К этому периоду относится картина «Явление срока», написанная в 1927 году в Улан-Баторе. В ней художник развивает тему полотна 1920 года «Сон Востока», изображающего гигантскую голову спящего богатыря. «На картине «Сон Востока» великан еще не проснулся, и глаза его еще закрыты. Но прошло несколько лет, и глаза открылись, уже великан осмотрелся, и хочет знать все. Великан уже знает, чем владеет. В Америке... писали об этой картине, спорили, а она уже — в жизни»29,— отмечал Рерих. Во время путешествия по Центральной Азии он видел знаки духовного пробуждения народов Востока, их горячий интерес к освободительным идеям, воплотившимся в строительстве Северной Шамбалы -России, личности В.И. Ленина, олицетворявшей в 20-е годы для многих новое сознание. Не случайно на картине «Явление срока» В лице восточного богатыря, зорко всматривающегося вдаль, угадываются портретные черты вождя. Картина явилась своеобразным откликом на революционные события в Монголии, сменившей в 1924 году монархию на республику. Символический смысл содержания определил и особенности изобразительного языка. Характерная для многих станковых работ Рериха монументальность «оправдана» тем, что (судя по надписи на подрамнике) панно является эскизом проекта наддверной фрески (будущего храма, посвященного Владыке Шамбалы)." И.Кузнецова
ПРИМЕЧАНИЯ 29. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи, с. 234 |
||||||||||||
|
||||||||||||
Завершают коллекцию произведений Н.Рериха в Нижегородском художественном музее полотно «Явление срока», созданное в 1927 году в Монголии, в конце путешествия. В нем отчетливо звучат символические тенденции искусства Н.Рериха. |
||||||||||||
|
||||||||||||
...Именно от А.М.Горького поступило в художественный музей большинство рериховских произведений - восемь из одиннадцати. Основу их составляет живописная сюита "Майтрейя. Красный всадник", созданная художником в 1925 году, в Западном Китае, в Хотане, во время знаменитой Центрально-азиатской экспедиции. Она состоит из семи картин: "Шамбала идет", "Конь счастья", "Твердыня стен", "Знамя грядущего", "Мощь пещер", "Шепоты пустынь", "Майтрейя-Победитель". В экспозиции музея представлено шесть работ серии. Местонахождение первой по замыслу художника картины -"Шамбала идет" не установлено. Известно лишь, что стилистически она повторяет старинную тибетскую танку "Красный всадник", приобретенную художником в Ладаке в 1925 г.
...Завершают коллекцию произведений Н.Рериха в Нижегородском художественном музее полотно «Явление срока», созданное в 1927 году в Монголии, в конце путешествия. В нем отчетливо звучат символические тенденции искусства Н.Рериха.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Для Рериха Восток давно уже стал не только колыбелью культуры человечества, но и его великим будущим. Еще в 1926 году Рерих пишет картину «Явление срока». В этой картине, символизирующей пробуждение Востока, гигантская голова воина, обращенного на восток, художник придает облик Владимира Ильича Ленина.
Спросим: многие ли, кроме самого Ленина, в начале двадцатых годов брали на себя смелость утверждать близкие сроки освобождения Востока от колониального рабства и его возрождение? Рерих был одним из этих немногих, и, конечно, не случайность и еще меньше мистика могли способствовать таким утверждениям. |
||||||||||||
|
||||||||||||
...«Красные кони», «Шепоты пустынь», «Знамя Грядущего», «Явление Срока», «Меч Гесара», «Знаки Гесара» - ведь все это самая сокровенная, самая дорогая мечта Востока о светлом будущем. ...«Явление Срока». Гигантской голове воина, обращенной к Востоку, приданы черты Ленина. Предельно ясная мысль. |
||||||||||||
|
||||||||||||
В Урумчи Рерих пишет картину о Ленине. Она необычна по замыслу. Это голова мудреца, увенчанная воинским шлемом. Таким Рериху видится образ русского Махатмы, попытавшеюся претворить в жить "величайшее учение в мире - учение об Общине". Название картины- "Явление срока" - как бы проясняет ее сокровенный смысл. Старый век: кончился. Наступил срок исполнения духовных заветов будущего. Эту картину Рерих преподнесет в дар советскому правительству во время своего пребывания в Москве. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Здесь же, в Урге, Рерих пишет картину «Явление сроков». В ней он развивает тему полотна 1920 года «Сон Востока», на котором изображена гигантская голова спящего богатыря. Великан спит, глаза его закрыты. Но, путешествуя по Центральной Азии Рерих видел знаки духовного пробуждения народов Востока, их огромный интерес к идеям Ленина о создании справедливой государственности и к личности самого Ленина. Было много пророчеств и знаков о наступлении века Будды Майтрейи и продвижение Лениным справедливых для трудящихся социальных идей буддийским миром воспринималось как явный знак наступления Новой Эры. Кроме того, красный цвет знамени, красная звезда и другая советская символика, для буддистов имели важный символический смысл. Они были знаками Майтрейи. И потому на картине «Явление срока» в лице проснувшегося богатыря, зорко всматривающегося в даль, угадываются портретные черты «вождя мирового пролетариата». Размер полотна имеет вытянутую форму, а на подрамнике есть надпись, что это панно является эскизом проекта наддверной фрески будущего храма, посвященного Владыке Шамбалы. Храма, в котором должна была храниться картина «Великий Всадник». Кстати, Ургу, после революционных событий 1924 года, сменивших монархию на республику, переименовали в Улан-Батор-Хото, то есть город Красного Богатыря, в честь Высокого Буддийского Идеала. Картина «Явление срока» неисповедимыми путями оказалась в Советской России у А.М.Горького. Вместе с серией «Майтрейя» она хранится ныне в Нижегородском художественном музее. |
||||||||||||
|
||||||||||||
В 1926 году в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих посетил Москву и передал в дар Советской России девять своих картин, объединенных глубоким символическим содержанием - сюиту «Майтрейя», имеющую второе название «Красный всадник», а также картины «Красные кони» и «Гора Ленина». В Международном Центре Рерихов (Москва) в зале Центрально-Азиатской экспедиции экспонируется автограф Николая Константиновича удостоверяющий этот факт[1]. Все картины были созданы на маршруте экспедиции в Гималаях и Китайском Туркестане.
Подбор картин для дара был глубоко не случаен. Сюита «Майтрейя», состоящая из семи картин («Шамбала идет», «Конь счастья», «Твердыни стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шепоты пустыни», «Майтрейя победитель») проникнута символикой приближающейся Новой Эпохи.
В основу сюжета «Красных коней» положен старинный буддийский обычай, о котором рассказывает Н.К. Рерих в книге «Алтай – Гималаи». Во время ненастья ламы поднимаются на высокую гору и совершают особое действо в помощь терпящим бедствие путникам. Знаком этой помощи являются пускаемые ими по ветру бумажные фигурки красных коней. [2]
Символика картины «Гора Ленина» также далеко выходит за пределы названия. В том, что на ней изображена вполне конкретная горная вершина – сомнений нет. В нижнем левом углу картины, на имеющейся в нашем распоряжении репродукции, отчетливо видна надпись: «ХIII день Ак-таг Гора Ленина». Преодолев последний гималайский хребет, экспедиция пересекла границу Китая и двинулась далее в направлении Хотана, административного центра южного Синцзяна. Спустя сутки подошли к хребту (горе) Ак-Таг или Патос. В книге Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи» приведены следующие строки, датированные 2-м октября 1925 г.:
«В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовывалась снеговая гора Патос. Так назвал высший пик хребта («Патос» - фонетически, по-местному «Ак-Таг»[3]) Махатма Ак-Дордже, проходя здесь из Тибета. Гора Патос стоит над разветвлением дороги на Каргалык-Яркент и Каракаш-Хотан. (…) Гора высится конусом, между двух крыльев белого хребта. Лама услышал и шепчет: «Он (Великий Учитель) не был против истинного буддизма и говорил: «Истинный буддизм – хорошее учение»».[4]
Важно отметить, что картина «Гора Ленина» воспроизводит реальное место на маршруте экспедиции и была с особым значением передана Рерихами Советскому правительству.
Кроме девяти картин переданы были также Письмо к советскому народу, известное как «Послание Махатм», [5] ларец с землёй «где ступала нога Будды, этого Великого Учителя и провозвестника общины и надписью на русском и тибетском языках «Махатмы Востока на могилу русскому Махатме», а также рукопись книги «Община».[6]
Сочетание смыслов всех этих предметов имело важнейшее значение для молодого советского государства – предлагалась помощь и указывался путь.
Дар был передан Н.К.Рерихом представителям советского правительства в лице наркомов Г.В.Чичерина и А.В.Луначарского. Руководителями страны его символический смысл не был понят и помощь предложенная - не принята. Дальнейшая судьба Дара нам доподлинно неизвестна. По некоторым неуточнённым данным он был передан в Институт Ленина. Авторы других публикаций повторяют версию о том, что картины долгое время пылились в коридорах Совнаркома, но также без ссылок на её первоисточник. Сам факт посещения Рерихами Москвы в 1926 году в СССР долгие годы замалчивался.
Спустя какое-то время картины Н.К.Рериха оказались у А.М. Горького на даче[7], где украсили его столовую. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях художница В.М. Ходасевич: «В один из приездов в 1935 году в Горки, в столовой я увидела развешенными на стенах восемь картин Н. Рериха».[8] Когда и при каких обстоятельствах они попали на дачу А.М.Горького – нам неизвестно. Но после кончины Алексея Максимовича в 1936 году, по его завещанию, картины были переданы в дар Горьковскому (ныне Нижегородскому) государственному художественному музею.
Сопоставляя список картин, подаренных Рерихом в 1926 году, со списком картин, переданных А.М.Горьким в Нижегородский музей, обнаруживаем исчезновение двух полотен – «Шамбала идет» (первая картина сюиты «Майтрейя») и «Гора Ленина». Но зато в завещании А.М.Горького и, соответственно, в Нижегородском музее появилась картина «Явление срока», о которой известно, что создана она была Рерихом уже после посещения Москвы, в 1927 году в Монголии, в Урге как проект наддверной фрески.[9] Когда она была привезена из Монголии в Советский Союз неизвестно. Неизвестно также, когда картины «Шамбала идёт» и «Гора Ленина» были изъяты из комплекта дара Рериха. Вполне возможно, это произошло до того, как картины оказались на даче у А.М. Горького, так как В.М. Ходасевич в своих воспоминаниях определенно пишет, что картин у Алексея
Максимовича было восемь. Нам сейчас важно отметить, что в 1936 году, согласно завещанию А.М. Горького, две картины из подаренных Н.К.Рерихом советскому народу («Шамбала идёт» и «Гора Ленина») уже отсутствовали, но появилась «Явление срока».
Судьба картины «Шамбала идет» неизвестна до сих пор. Но у истории «Горы Ленина» оказалось продолжение, о котором речь пойдет ниже.
26 ноября 2008 года картина Н.К.Рериха с названием «Гора Ленина» была выставлена на известном международном аукционе предметов искусства Christie's. На сайте аукциона была размещена репродукция картины, благодаря чему мы получили возможность ее увидеть. Факт продажи сам по себе более чем прискорбный – картина, которая должна быть собственностью государства, оказывается в частных руках и на зарубежном аукционе. Очень интересно было бы узнать, что было написано в провенансе [10] картины и кто его предоставил. Ведь сейчас широко известно, что подделки, подлоги и пр. часто сопровождают торговлю предметами искусства.
Но у этой продажи есть и предыстория, связанная с именем В. Росова.
В статье «Великий Всадник», имеющей подзаголовок «О Ленине и символике звезды на картинах Николая Рериха» В.Росов пишет:
«Там же, в Хотане (неточность В.Росова, до Хотана ещё 9 переходов - прим. составителя) 5 октября 25-года художник задумал картину «Гора Ленина». Позже он переименовал ее в «Явление срока». Однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием. В дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».[11] (выделено составителем). Позднее, в книге «Николай Рерих. Вестник Звенигорода» В.Росов повторяет эту информацию, также, не утруждая себя никакими доказательствами.[12] На чем основывал В.Росов свое более чем странное утверждение о переименовании Рерихом своей картины – неизвестно. Обычно он с удовольствием ссылается на редкие архивные документы, чтобы подтвердить свои «гипотезы». Ложь же, напечатанная в журнале «Вестник Ариаварты», начала свое шествие по разным изданиям, Интернет публикациям и каталогам, тиражируемая доверчивыми составителями и редакторами.
Справедливости ради надо отметить, что путаница с картиной «Явление сроков» началась до Росова. Например, Е.И. Полякова в монографии «Николай Рерих» писала, что картина «Явление срока» была привезена Рерихом в Москву в 1926 году[13]. Подобную неточность допустила В.П. Князева в книге «Николай Рерих. Летопись жизни и творчества».[14] Но они не утверждали, что эта картина и есть «Гора Ленина». Для того, чтобы убедиться в том, что речь идет о двух разных картинах – «Гора Ленина» и «Явление сороков» - достаточно заглянуть в материалы, доступные ныне даже простому любителю творческого наследия Рериха. Это каталог картин Н.К. Рериха, составленный В.В. Соколовским и опубликованный в 1978 г. в сборнике «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество», и альбом «Николай Рерих. Из собрания Нижегородского художественного музея», изданный в Самаре в 1998 году, автор-составитель И.Н. Кузнецова. Оба названных источника были доступны задолго до опубликования статьи Росова.
В каталоге В.В. Соколовского в разделе картин, написанных в 1925-1926 гг. имеется картина «Гора Ленина», внесенная туда на основе рукописного списка картин, составленного Н.К. Рерихом.
В этом же каталоге в разделе 1927 г. имеется картина «Явление срока», с указанием размеров, техники и местонахождения (Горьковский государственный художественный музей) и даже инвентарного номера - 649.
В альбоме И.Н. Кузнецовой приводится подробнейший каталог картин Рериха, находящихся в Нижегородском музее, в том числе и «Явления срока». В каталоге описаны не только размер, техника, выставки, но и надпись на обороте картины «1927 «Явление срока» (Улан Батор Хото): проект наддверной фрески» с монограммой автора.
Даже из этих двух источников видно, что речь идет о двух разных картинах, созданных в разное время и с разными целями.
Зачем же понадобилось В. Росову совершенно бездоказательно утверждать, что речь идет об одной и той же картине?
Возможный ответ подсказала нам статья А.В. Стеценко «Загадка одной картины», опубликованная во 2-м томе Каталога Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха.[15]
В этой статье рассказывается, как для того, чтобы скрыть пропажу одной из картин Н.К.Рериха, Государственный Музей Востока объединил названия двух разных картин – «Тангла» (в настоящее время её местонахождение неизвестно) и «Песнь о Шамбале» (находится в Музее Востока). Таким образом, из двух картин получилась одна – «Тангла. Песнь о Шамбале».
Тот же приём прослеживается в вышеназванных публикациях В.Росова. Он объединяет названия двух разных картин, утверждая, что это одна работа художника. Этим бездоказательным утверждением снимался вопрос об исчезновении «Горы Ленина», которая, якобы, просто под другим названием находится в Нижнем Новгороде.
А в это время кто-то готовил необходимые документы для выставления истинной «Горы Ленина» на торгах солидного аукциона, специализирующегося на предметах искусства.
Подводим итоги.
Картина «Гора Ленина» была написана Н.К.Рерихом на маршруте экспедиции в Китайском Туркестане. На ней запечатлена самая высокая вершина хребта Ак-Таг (Патос). Об этом свидетельствуют: запись в дневнике Николая Константиновича от 2 октября 1925 года, собственноручно составленный им список своих картин за 1925-1926 г.г., в который включена «Гора Ленина», а также надпись на самой картине «ХIII день Ак-Таг гора Ленина».
Во время пребывания Рерихов в Москве в июне 1926 года картина была подарена советскому народу вместе с сюитой «Майтрейя». Это подтверждает автограф Н.К.Рериха о факте дарения, экспонируемый в МЦР в зале Центрально-Азиатской экспедиции. С этого момента нет никаких документальных свидетельств о местонахождение «Горы Ленина».
Картина «Явление срока» была создана в 1927 году в Монголии как проект наддверной фрески, что подтверждается также списком Н.К. Рериха и имеющимися на картине надписями.
Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах исчезла «Гора Ленина». Принимая во внимание свидетельство В.М. Ходасевич, можно предположить, что это произошло в период годов с 1926 по 1935. Поэтому она не была включена в завещание А.М.Горького о передаче картин Н.К.Рериха Горьковскому художественному музею.
Мы также не знаем, когда и кем «Явление срока» была привезена из Монголии и передана А.М.Горькому.
Спустя десятилетия, с 2002 года информация о «Горе Ленина» появляется в работах В.Росова, в которых он, не приводя никаких доказательств, утверждает, что «Гора Ленина» и «Явление срока», хранящаяся в Нижегородском музее – одна и та же картина «Явление срока. Гора Ленина». А спустя ещё несколько лет, в 2008 году, «Гора Ленина» выставляется на продажу аукционом Christie's.
Через чьи руки прошла истинная «Гора Ленина» пока оказалась на солидном аукционе, кем и какие документы на право продажи были предоставлены его организаторам – нам неизвестно. Как неизвестно и её местонахождение в настоящее время.
А мы лишь констатируем факт, что часть культурного наследия страны, сокровенного дара, принесенного Рерихами от священных Гималайских вершин, оказалась за пределами России и В. Росовым была сформирована ложная версия идентичности двух картин Н.К.Рериха, написанных художником в разные годы и с разными целями.
Л. Глущенко
И. Садовская
Культурный Центр им. Н.К. Рериха, г. Алматы, Казахстан, 2013
[1] Перечень картин Н.К. Рериха, переданных в дар Советскому правительству в 1926 г. — Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха
(Москва), зал 9, Центрально-Азиатская экспедиция. Автограф, 1 л.
[2] Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи // Рига. Виеда. 1992. С. 74 - 75.
[3] На многих языках тюркской группы «ак» означает белый, светлый и даже святой.
[4] Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 123
[5] П.Беликов. В.Князева. Рерих. Серия ЖЗЛ // Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». М. 1972. С. 178-179
[6] Елена Ивановна Рерих. Письма. IX том. 1951-1955 г.г. // Москва. МЦР. 2009. Приложение. Письмо американским сотрудникам от 23.02.
26, стр.546
[7] А.М. Горький вернулся в Советский Союз в 1932 году. Тогда же ему была выделена дача в Горках.
[8] Непрерывное восхождение. К 90-летию П.Ф.Беликова. Сборник. Т.1 // М. МЦР. 2001. С. 259
[9] Во время пребывания экспедиции в Урге (Монголия) Н.К. Рерих подарил руководителям страны картину «Великий Всадник», второе
название «Владыка Шамбалы». В книге «Алтай-Гималаи» об этом написано так: «Приходит уполномоченный от монгольского
правительства и просит дать рисунок храма-хранилища, где будет поставлена картина «Владыка Шамбалы» с другими почитаемыми
предметами» (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 293). Можно предположить, что картина «Явление срока»
предназначалась для этого сооружения.
[10] Провенанс (англ. Provenance – происхождение, источник) – история владения художественным произведением, предметом
антиквариата, его происхождение. На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов.
[11] Вестник Ариаварты. 2002, № 1. С. 40
[12] «...Художник преподнес в дар советскому народу восемь своих полотен (по другим данным – девять), написанных в ходе экспедиции.
Это были, в основном, картины из серии «Майтрейя» (одна из них, «Шамбала идет», затерялась, ее местонахождение до сих пор
неизвестно) и две примыкающие к серии – «Красные кони» и «Явление срока». Последняя особенно примечательна. Рерих изобразил
огромного размера голову богатыря, парящую в облаках над горами. В этой голове, которая обращена на восток, безошибочно
угадывается Владимир Ильич Ленин, его характерный легкий прищур и устремленный вдаль взгляд. Картина «Явление срока» задумана в
1925 году в Хотане. Самое поразительное, что первоначальное название картины и есть «Гора Ленина».» (В. Росов «Николай Рерих.
Вестник Звенигорода». Книга 1 «Великий план»). Цит. по: http://gallery.facets.ru/show.php?id=966
[13] Е.И. Полякова «Николай Рерих». М. Искусство. 1973. С. 245
[14] «В 1926 году была создана картина «Явление срока». В ней Рерих рисует обращенную на Восток гигантскую голову мудреца, в облике
которого можно найти некоторые портретные черты Ленина» http://gallery.facets.ru/show.php?id=966&info
[15] Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Том 2. // МЦР. Мастер-Банк. М. 2010. С. 394-400
|
||||||||||||
|
||||||||||||
... "Его картины заключают в себе, с одной стороны, яркие, впечатляющие образы восточной природы, а с другой — сложный язык символов. Это подтверждает и хранящаяся в Горьковском художественном музее картина «Явление срока», написанная в 1927 году и примыкающая к серии «Майтрейя». Над широко раскинувшимися холмистыми равнинами, подернутыми туманом, вздымается исполинская голова восточного воина-богатыря. Она заставляет вспомнить образ из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Кстати, предшествующий вариант картины назывался «Сон Востока» (1920) и изображал голову гиганта, спящего крепким сном. В «Явлении срока» богатырь не спит — настороженно, зорко всматривается он вдаль. В иносказательно-символической форме этой картины Рерих предвосхищает большие исторические свершения современности. Однако сама форма не позволяет конкретизировать мысль о всепобеждающей силе идей социального преобразования мира. В восприятии Рериха они причудливо переплелись с древними буддийскими пророчествами. Недаром же, познакомившись со взглядами художника, Г. В. Чичерин имел полное основание назвать Рериха «полукоммунистом-полубуддистом». Но само стремление Рериха не остаться в стороне от великих исторических событий своего времени крайне знаменательно." |
||||||||||||
|
||||||||||||
"...летом 1925 года из Кашмира стартует рериховская Центральноазиатская экспедиция. В начале октября она уже преодолевает перевалы Каракорума и останавливается в Хотане. Караванная стоянка расположилась перед горным хребтом Патос, или Ак Таг. Место оказалось примечательным, здесь проповедовал, согласно преданиям, Благословенный Будда. Самый большой пик хребта Рерих назвал «Гора Ленина». Об этом упоминается в первом варианте рукописи экспедиционного дневника «Алтай Гималаи», сохранившемся в архиве Внешней политики РФ (Москва). В свое время художник передал хотанскую часть дневника А.Е.Быстрову, советскому консулу в Синьцзяне. Ни в одно из трех русских изданий дневника (1974, 1992, 1999) эпизод с Лениным не вошел. Этот уникальный фрагмент нельзя оставить без внимания. «В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовывалась снеговая гора Ленина. Так назвал высший пик хребта Патос Махатма Ак Дордже, проходя здесь из Тибета. Гора Ленина стоит над разветвлением дороги на Карагалык—Яркенд и Каракаш—Хотан... Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хреб та. Лама шепчет: “Ленин не был против истинного буддизма”» (2.10.1925).*** Следует пояснить, что Махатма Ак Дордже и есть Н.К.Рерих. Он действительно шел из Малого Тибета. В том же октябре 1925 года художник сам написал о себе статью «Махатма А Дордже» от имени шанхайского корреспондента Санг Чанг Ло. Эта статья была разослана в редакции русских эмигрантских газет. Место в Хотане оказалось исключительно важным в ходе Московской миссии Рериха. Именно там, на стоянке в Бурхан Булате, было дано знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с землей на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Николай Константинович вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Там же, в Хотане, 5 октября 25 го художник задумал картину «Гора Ленина». Позже он переименовал ее в «Явление срока». Однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием. В дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».**** На картине изображена огромная богатырская голова, которая парит в облаках над горами. В ней легко угадываются черты В.И.Ленина. Возможно, и горный пейзаж имеет отношение к тому самому хребту Ак_Таг. Сюжетный рисунок повторяет более раннее произведение «Сон Востока» (1920). Там такая же ленинская голова, но с закрытыми, спящими глазами. В этом ярком образе еще присутствует заряд антибольшевистских настроений Рериха. К середине 1920_х годов начинается сотрудничество с Советами, и глаза Ленина открываются, символизируя пробуждение народов Востока от «векового сна»*". *** Рерих Н.К. Хотанский дневник. 1925. — АВП РФ. Ф.0218, оп.8, портфель 175, папка 79. О деятельности проф. Рериха в Кашгаре. Машинопись. **** Перечень картин Н.К. Рериха, переданных в дар Советскому правительству в 1926 г. — МЦР, Музей Рерихов. Зал 9, ЦА экспедиции. Автограф, 1 л. * См.: Зарницкий С., Трофимова Л. Путь к Родине // Международная жизнь. 1965. № 1. |
||||||||||||
|
||||||||||||
...Художник преподнес в дар советскому народу восемь своих полотен (по другим данным – девять), написанных в ходе экспедиции. Это были, в основном, картины из серии «Майтрейя» (одна из них, «Шамбала идет», затерялась, ее местонахождение до сих пор неизвестно) и две примыкающие к серии – «Красные кони» и «Явление срока». Последняя особенно примечательна. Рерих изобразил огромного размера голову богатыря, парящую в облаках над горами. В этой голове, которая обращена на восток, безошибочно угадывается Владимир Ильич Ленин, его характерный легкий прищур и устремленный вдаль взгляд. Картина «Явление срока» задумана в 1925 году в Хотане. Самое поразительное, что первоначальное название картины и есть «Гора Ленина». В Москве она фигурировала еще под своим настоящим именем, в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина» [51]. Идея картины выражена в короткой, ёмкой рериховской фразе: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства» [15]. Интересно, что сюжетный рисунок повторяет более раннее произведение «Сон Востока» (1920). На картине такая же ленинская голова, но с закрытыми, спящими глазами. В этом ярком образе еще присутствует заряд антибольшевистских настроений Рериха. В 1926 году художник уже повернулся лицом к Советам и глаза Ленина открылись. ...Там же, в Риге, вышла большая иллюстрированная монография «Рерих» (1939), в которой воспроизведены, наравне с лучшими полотнами художника, все семь картин серии «Майтрейя». Однако среди репродукций не оказалось знаменитого «Явления срока». Рерих заменил ее на картину «Сон Востока». Ленин снова закрыл глаза – все сроки были безвозвратно упущены, и богатырь уснул крепким непробудным сном. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Но не только письма махатм привез Рерих на родину. Он передал Луначарскому серию своих картин, писанных в центре Азии. В том числе «Явление срока»: возникает над спокойной землей голова гиганта-богатыря, который зорко смотрит на Восток. В лице богатыря узнаваемы черты Ленина. Идею этой картины художник выразил так: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства» (напомним, что вариант этой картины называется «Сон Востока» – богатырь со скифскими чертами лица спит глубоким сном).
… В тридцатые годы картины эти передаются Луначарским Горькому, вернувшемуся из Сорренто в Россию. Они украшали столовую в подмосковных Горках. «Картины эти нравились Алексею Максимовичу. Правда, он говорил про них лишь: «Любопытные вещи». Более ранние работы Рериха Горький больше ценил и отдавал ему должное как одному из крупнейших самобытных русских художников», – вспоминала художница Валентина Михайловна Ходасевич. … Таковы пути художника. Мечты об общине, объединенной идеями Будды и Ленина. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Произведения Рериха, созданные в Индии, чрезвычайно разнообразны. В 20-е годы он работает над циклом, непосредственно связанным с изучением древней восточной философии и проблемой этики. Рерих создает образы тех, коих считал проповедниками печных норм нравственности - Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лао-Цзы и др. К этой серии близки религиозные картины - "Сострадание", "Мадонна труда". Особое место занимает полотно "Явление срока". Мастер изобразил гигантскую голову мудреца: черты лица обладают сходством с В. И. Лениным. С именем вождя русской революции художник связывал мысль об освобождении народов Востока. |