С приходом христианства человек отошёл от естества, от природного почитания стихий, что привело к механизации среды обитания. Русские религиозные философы начала XX века мечтали о том времени, когда христианство раскроет таящиеся в нём силы одухотворения природы. Рерих в своих произведениях «Пантелей-целитель» (1916), «Пантелеймон-целитель» (1931), «И не убоимся» (1922), «Язык леса» (1922), «Сергий-строитель» (1925) и других призывал следовать примеру христианских подвижников, способных духовно общаться с «братьями меньшими» – животными и растениями. В ранний период творчества Н.А. Бердяев писал: «Духи природы вернутся к нам, природа вновь будет живой. Будет восстановлена космическая иерархия, и человек займёт своё царственное место в живой природе. Человек будет властвовать над иерархией природных духов не путём корыстного разъединения, а путем любовного соединения» 247.
247.Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 516.