Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Властитель ночи. # 1
1918

Н.К.Рерих. Властитель ночи. # 1. 1918

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=99&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Властитель ночи. # 1
Год 1918
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Фанера, масляная темпера. 72,8 x 79 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0019. Загружено 2 изображения

Н.К.РЕРИХ . Властитель ночи. Журнал «Перед Восходом», 1996, № 3. С. 8.

Должен Он прийти ― Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.

Встаёт Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый, и юрта золотая, и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда!

И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он. Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдёт та, злая. И бросит красные травы. И заволочёт туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске.

И обнажитесь. Откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься. И потянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. А вы все уйдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.

И вошла ночь. И открыли намёт. И вот она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло волхование. И тогда пришёл Он, Властитель. Отступила Дакша, замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял.

Всё просто.

Карелия, 1918.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

«Властитель ночи» (1918) — на фоне золотистых тонов шатра девушка на коленях всматривается в раскрытый проем, где тайной насыщено пространство, где в сумерках лежат синие воды залива и дальние скалы. Она охвачена ожиданием высшего озарения и силы, которая освободила бы ее духовно и социально.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Любая наша ночь темна, бедна, невыразительна. В картине, под палаткой, в синей ночной тьме, склоняется женщина. Она ждёт, она чует — идёт кто-то высший. Идёт к ней из незримости, из тьмы [5, с.61].

• Во время моей выставки в Музее Канзас-Сити местная жительница Холмс возымела увлекательную мысль, чтобы одна из моих картин — “Властитель ночи” — была бы поднесена Музею от имени молодёжи. Для этого она обратилась в местные школы, где её предложение было встречено с большим восторгом. Дети любят, когда их привлекают к серьёзному делу больших. Как мне писали, при этом произошли многие трогательные выступления. Были даже какие-то детские шествия и газетные обращения, и это общее дело прошло под знаком полного успеха. [35, с.117].

• Чудо творится среди жизни, среди действия, среди напряжённой гармонии.

Ночные видения претворялись не в сказке, но в счастливых явлениях общения с путями Благословенных.

Учитель близок вам в каждую минуту вашего творчества.

Постигайте и учите [36, Зов, 30.10.1920]

• Как настроить себя на правильное понимание случайно брошенных намёков, слов, видений? Как убедиться, что они действительно посылаются Учителем, а не являются астральной шелухой, искажением передаточного канала?. Надо было считаться и с последней возможностью; ведь Рерихи широко пользовались астральными способами сообщения до того, как у Елены Ивановны окончательно не открылись центры. Да и тогда, когда это произошло, Голос Учителя нужно было различить, а сказанное Им понять. В какой-то мере это оставалось всегда, так как закон Кармы нерушим.

Но у Елены Ивановны была мера, особое чутьё Высшего Присутствия. Николай Константинович так описывал это в стихотворении “Властитель ночи”. Оно было создано в Карелии, в 1918 году, одновременно с одноименной картиной. Картина представляет собой коленопреклонённую женскую фигуру перед откинутым пологом шатра. Его текст таков:

“Должен Он придти — Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.

Встаёт Дакша, и встаёт девушка. И засвечивает огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый и юрта золотая. И блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда!

И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он. Ах, бессильные добрые слова. Пусть войдёт та, злая. И бросит красные травы. И заволочет туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске.

И обнажитесь, откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы и багровее пламя. Ах, приди и останься. И протянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. И вы все уйдёте. И оставьте меня, здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.

И вошла ночь. И открыла намёт. Она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло вдохновение. И тогда пришёл Он, властитель. Отступила Дакша. Замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, как проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял.

Всё просто”.

В этом стихотворении показана вся история общения Елены Ивановны с Учителем. “Властитель ночи” потому, что первые указы происходили во сне... [39, с.134-136].

• Трудно в земных условиях распознать Указ Учителя, Его Весть, ибо она приходит издали и вещает о далёком. Что надо делать сейчас, чтобы это далёкое сбылось, надо решать самому. В этом отличие истинной Вести от подсказок из Астрала; последние всегда очень конкретны, они толкают на действие сегодня и недальновидны. Им неизвестен день завтрашний, или, вернее сказать, они не думают о нём, выказывая полную безответственность перед будущим. [39, с.140].

5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.

35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.

36. Агни Йога. (Живая этика).

39. П.Ф.Беликов. Рерих.(Опыт духовной биографии), Новосибирск, 1994г., 334с.

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Властитель ночи

Николай Константинович так описывает это в стихотворении «Властитель ночи». Оно было создано в Карелии в 1918 году, одновременно с одноименной картиной. Картина представляет собой коленопреклоненную женскую фигуру перед откинутым порогом шатра. Его текст таков:

«Должен Он прийти ― Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.

Встаёт Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый, и юрта золотая, и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда!

И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он. Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдёт та, злая. И бросит красные травы. И заволочёт туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске.

И обнажитесь. Откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься. И потянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. А вы все уйдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.

И вошла ночь. И открыли намёт. И вот она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло волхование. И тогда пришёл Он, Властитель. Отступила Дакша, замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял.

Всё просто.»

П.Ф. Беликов. Рерих ( Опыт Духовной биографии).

Я не забываю, что картина моя в Музее Канзас-Сити и обретена по подписке школьников и сама картина была выбрана их голосованием, а картина эта была «Владыка» - ожидание прихода Высшего Владыки. Не сказалось ли в этом внутреннее сознание юных друзей об Иерархии?

Н.Рерих. Держава Света. Благословенная Иерархия

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Властитель ночи. (1918 г.)

Как настроить себя на правильное понимание случайно брошенных намёков, снов, видений? Как убедиться, что они действительно посылаются Учителем, а не являются астральной шелухой, искажением передаточного канала? Но у Е.И.Рерих было особое чутьё Высшего Присутствия.

Н.К. Рерих описывает это в стихотворении "Властитель ночи", которое было создано в Карелии одновременно с одноименной картиной:

ВЛАСТИТЕЛЬ НОЧИ

Должен Он прийти ― Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.

Встаёт Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый, и юрта золотая, и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда!

И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он. Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдёт та, злая. И бросит красные травы. И заволочёт туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске.

И обнажитесь. Откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься. И потянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. А вы все уйдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.

И вошла ночь. И открыли намёт. И вот она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло волхование. И тогда пришёл Он, Властитель. Отступила Дакша, замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял. Всё просто.

Карелия, 1918.

В этом стихотворении показана вся история общения Елены Ивановны с Учителем. "Властитель ночи" потому, что первые указания происходили во сне. Вначале были только подсказки. Они породили интерес. Захотелось знать обо всём. Дакша пытается прибегнуть к различным способам, но всё напрасно. И тогда она догадывается, что нужно лишь открыть своё сердце навстречу Властителю ночи, изгнав из него всё постороннее. Кажется, что это просто, но попробуйте изгнать все привычные мысли, все обыденные заботы, все настроения дня, все накопившиеся убеждения и предубеждения, все желания, все вопросы, и вы почувствуете тогда, что в этой простоте заключена Высшая Мудрость самообладания. В начале же было полное самоотречение как единственный способ допустить Учителя в свое сердце.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

Для создания своих образов Рерих прибегает к общечеловеческим представлениям об огне, известным в мифологиях, учениях и религиях всего мира. В этом сопряжении древней мудрости и красоты с современным духовным поиском Рерих находил для себя то всеединство, которое так убеждает в его творчестве помимо всяких слов. Таковы его произведения «Властитель ночи» (1918), «И продолжаем лов» (1922), «Мост славы» (1923), «Чудо. Явление Мессии» (1922), «Моисей Водитель» (1925), «Матерь Мира» (1924) и многие другие. «Самый чудесный огонь есть пламя сердца, насыщенное любовью» 38, – подчёркивал Рерих.

38.Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 196–197.

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Как темна любая наша ночь, бедна, невыразительна. Но вот картина Рериха — «Владыка Ночи». Под палаткой в синей ночной тьме склоняется женщина; она ждет, она чует — идет кто-то высший. Идет к ней из незримости, из тьмы.

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Провенанс

Kansas City Art Institute, USA (1922); Marie Kurenko col.; Dudley & Sina Fosdick col., New York (1947); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1949; acquisition, 1963)

Картина была написана в 1918 году, когда Рерихи жили в уединении на острове Тулола, на Ладоге, и восхищаясь сказкой Севера, внимали мудрости Бхагават-Гиты, Тагора, Рамакришны. К картине написано одноименное стихотворение, во многом созвучное с «Гитанджали» Р. Тагора: «Должен Он придти – Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах. Встает Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовем. Вызовем. Огонь желтый, и юрта золотая, и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдет Он, желанный. Придет ведунья. И зажжет травы. И вспыхнет зеленый огонь. Надежда! И ожидание. Но молчат тени, и нейдет Он. Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдет та, злая. И бросит красные травы. И заволочет туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске. И обнажитесь. Откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься. И потянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. А вы все уйдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намет. Допустите воздух сюда. И вошла ночь. И открыли намет. И вот она стоит на коленях. Ушел приказ. Ушло волхвование. И тогда пришел Он, властитель. Отступила Дакша. Замирая. И опустилась. Он уже здесь. Все стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушел. Растаял. Все просто». В картине запечатлен последний момент белого стиха, когда супруга ведического божества Дакши, властительница ночи, отворяет полог шатра. В тумане виден пейзаж с очертаниями одного из ладожских заливов.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика