• Любая наша ночь темна, бедна, невыразительна. В картине, под палаткой, в синей ночной тьме, склоняется женщина. Она ждёт, она чует — идёт кто-то высший. Идёт к ней из незримости, из тьмы [5, с.61].
• Во время моей выставки в Музее Канзас-Сити местная жительница Холмс возымела увлекательную мысль, чтобы одна из моих картин — “Властитель ночи” — была бы поднесена Музею от имени молодёжи. Для этого она обратилась в местные школы, где её предложение было встречено с большим восторгом. Дети любят, когда их привлекают к серьёзному делу больших. Как мне писали, при этом произошли многие трогательные выступления. Были даже какие-то детские шествия и газетные обращения, и это общее дело прошло под знаком полного успеха. [35, с.117].
• Чудо творится среди жизни, среди действия, среди напряжённой гармонии.
Ночные видения претворялись не в сказке, но в счастливых явлениях общения с путями Благословенных.
Учитель близок вам в каждую минуту вашего творчества.
Постигайте и учите [36, Зов, 30.10.1920]
• Как настроить себя на правильное понимание случайно брошенных намёков, слов, видений? Как убедиться, что они действительно посылаются Учителем, а не являются астральной шелухой, искажением передаточного канала?. Надо было считаться и с последней возможностью; ведь Рерихи широко пользовались астральными способами сообщения до того, как у Елены Ивановны окончательно не открылись центры. Да и тогда, когда это произошло, Голос Учителя нужно было различить, а сказанное Им понять. В какой-то мере это оставалось всегда, так как закон Кармы нерушим.
Но у Елены Ивановны была мера, особое чутьё Высшего Присутствия. Николай Константинович так описывал это в стихотворении “Властитель ночи”. Оно было создано в Карелии, в 1918 году, одновременно с одноименной картиной. Картина представляет собой коленопреклонённую женскую фигуру перед откинутым пологом шатра. Его текст таков:
“Должен Он придти — Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.
Встаёт Дакша, и встаёт девушка. И засвечивает огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый и юрта золотая. И блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда!
И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он. Ах, бессильные добрые слова. Пусть войдёт та, злая. И бросит красные травы. И заволочет туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске.
И обнажитесь, откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы и багровее пламя. Ах, приди и останься. И протянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. И вы все уйдёте. И оставьте меня, здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.
И вошла ночь. И открыла намёт. Она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло вдохновение. И тогда пришёл Он, властитель. Отступила Дакша. Замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, как проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял.
Всё просто”.
В этом стихотворении показана вся история общения Елены Ивановны с Учителем. “Властитель ночи” потому, что первые указы происходили во сне... [39, с.134-136].
• Трудно в земных условиях распознать Указ Учителя, Его Весть, ибо она приходит издали и вещает о далёком. Что надо делать сейчас, чтобы это далёкое сбылось, надо решать самому. В этом отличие истинной Вести от подсказок из Астрала; последние всегда очень конкретны, они толкают на действие сегодня и недальновидны. Им неизвестен день завтрашний, или, вернее сказать, они не думают о нём, выказывая полную безответственность перед будущим. [39, с.140].
5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.
35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.
36. Агни Йога. (Живая этика).
39. П.Ф.Беликов. Рерих.(Опыт духовной биографии), Новосибирск, 1994г., 334с.