Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1002&size=5
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
...Поразительно, что даже в свои иконописные образы Рерих привносит изобразительные традиции Китая. В "Николе Можайском" ,(1920) волны камней и деревья первого плана заставляют вспомнить о кисти Гу Кай-чжи; перспективное построение и дымка отделяющая дальний план, - о туманах танских и сунских живописцев, а изгибы реки – дуньхуанских фресках. Совсем исчезли лесчадки, вместо них горки срезаны по-китайски зубцами с притенением. Летящие птицы аналогичны птицам ханьских рельефов, даже город Можайск напоминает Великую Китайскую Стену, огибающую холм. И только фигура святого написана в древнерусском каноне, да и общий киноварный тон напоминает о краснофонных новгородских иконах ХIV века. Этот смелый живописный эксперимент полностью удался художнику. Пейзажный фон, который стал проникать в позднюю иконопись, развивается в искусстве Рериха и говорит здесь, о необъятности мира, о вселенском образе святости.
Живописный синтез Рериха шел в своей основе от глубокого внутреннего единства его истоков. Суровый облик мужественного подвижника близок трактовке человека в изобразительном искусстве Китая, наделенного конфуцианским атрибутом жэнь (джен). Рерих всегда стремился найти духовное сродство различных культур и старался подчеркнуть его в своих литературных и художественных произведениях: "В конфуцианском словаре часто встречается выражение "джен", которое переводится или добродетелью, или доблестью. Для нас это понятие будет скорее слово "подвиг" во всем его высоко строительном значении." [18] Конфуций призывал к напутствию этической праведности и к воплощению ее в готовых, законченных формулах. Иконографически узнаваем должен быть и христианский святой. Все это вместе и определило своеобразный художественный облик Николы.
18. Рерих Н.К. Врата в будущее. - с. 123 |
||||||||||||
|
||||||||||||
Николай Угодник, Николай Мирликийский — христианский святитель, живший, по преданию, в первой половине IV века. Никола у русского народа — наиболее почитаемый и любимый святой. Его обычно представляли простым старичком, который бродит с посохом по земле и помогает России. В своих произведениях Рерих так и воплотил народное почитание заступника и помощника и в обращении к нему выразил самое наболевшее, самое важное. Его картины — это искренний диалог с близким святым, в котором слышна боль за Россию.
Никола милостивый! Ты — чудотворец! Ты — могущий! Ты — святитель воинствующий! Ты — сердца побеждающий! Ты — водитель мыслей истинных! Силы земные ты знающий! Ты — меч хранящий! Ты — городам заступник! Ты — правду зрящий! Слышишь, владыко, моления? Злые силы на нас ополчилися. Защити, владыко, пречистый град! Пречистый град — врагам озлобление! Прими, владыко, прекрасный град! Подвигнь, отче, священный меч! Подвигнь, отче, всё воинство! Чудотворец! Яви грозный лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана! Мы стоим без страха и трепета. Н.К. Рерих. Сон. 1916
Без него как без рук — не поднять муку полевые работы. Всё, что сиро и слепо, одному ему видно. Попроси — выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь — живи не тужи! A.M. Ремизов. Никола Угодник
...Произведение 1920 года отличается более трагической интонацией. Краски здесь иные — почти траурные — красное и чёрное, горящие как раскалённые уголья. Пространство среднего плана с фигурой святого находится будто в тёмных тисках между опалённым градом на горизонте и мрачными чёрными волнами и хтоническими существами, наползающими на землю. За рекой на противоположном берегу угрожающе клубится дым. Птицы в панике покидают землю.
Не узнал Никола свою Русскую землю. Вырублена, выжжена, развоёвана, стоит она пуста-пустёхонька, и лишь ветры веют по глухим степям — и не найти на ней правды. Уязвился сердцем Святитель, поднял посох и, скорый на помощь, пошёл по Руси. Шёл из города в город, из деревни в деревню, с Волги-реки на Москву-реку, с Днепра на Поморье — заушал нечестивцев ариев — беззаконных правителей, забывших слово Божие, карал лежебок-тунеядцев и расточителей, не радеющих о своей родине... A.M. Ремизов. Никола Угодник
Святой Николай здесь предстаёт как небесный защитник, с поднятым мечом и храмом в руках — как Никола Можайский, однажды явившийся врагам и спасший город. Разлитый в картине багряный цвет напоминает о краснофонных иконах Великого Новгорода, исполненных могучего воинственного духа. И тьма останавливается перед Николаем. Он стоит на берегу, где высится град, и охраняет его, как когда-то спас Можайск. Задумали однажды, говорит предание, незваные враги напасть на Можайск. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель чудесно показался в грозном виде — стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесённого крепостью храма. Неприятель так устрашён был этим видением, что снял осаду и бежал — к удивлению и радости осаждённых. "Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца и слава его в России."
А вдали, как мираж в туманной дымке, — видение, связанное с чудесами Николы: плывущий под парусами корабль. Возможно, в своём произведении времени Гражданской войны Рерих обращается к помощи святого заступника, бесстрашно защитившего Можайск и спасшего трёх воевод, что были отправлены на усмирение мятежных поселений. «И приказали воеводы всем мирными быть и ни единого не обидеть». На полотне воплощено своего рода живописное моление к Николе, обращение к его помощи, которое так по-народному выразил Ремизов: «Милостивый наш Никола, где бы ты ни был, явись к нам! Скажи Спасу о нашей тяжкой страде, умири ильинский огонь, заступи, защити Русскую землю! Благослови русский народ великим благословеньем своим на новую грядущую жизнь!» |
||||||||||||
|
||||||||||||
•...Указывается как исторический факт, что монгольский богдохан был спасён от болезни “явлением Николая” [14, с.42]. • Задумали однажды татары напасть на Можайск. Тогда явилось дивное видение. В ободрение жителей Можайска и на страх врагам Святитель Николай, имени которого посвящён был Можайский собор, показался в грозном виде стоящим в воздухе над собором, держа в единой руке меч, а в другой изображение обнесённого крепостью храма. Неприятель так устрашён был этим видением, что снял осаду и бежал, к удивлению и радости осаждённых. Чудо спасения невинных от меча, — говорил А. Вознесенский, — известное всем читателям жития Святителя, прекрасно объясняет присутствие грозного оружия — меча в деснице Святителя... В данном случае меч и храм в руках Святителя — символы брани и защиты церкви и православия... В церковных песнопениях Святитель Николай величается как “град спасения всех”, “побеждаемым помощь”, “победы носящий имя” или “победы тезоименит”, “в бранех помощник” и т.п. [17,с.165]. • Помним трогательный случай, когда малыш, не зная, как помочь умирающей матери, написал, как смог, письмо Николаю Чудотворцу и пошёл опустить его в почтовый ящик. Прохожий “случайный”хотел помочь ему дотянуться до ящика и увидал необычный адрес. И правда, помощь Николая Чудотворца пришла к бедному очагу [18, с.103].
14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с. 17. Г.К.Вагнер, В поисках истины, М., 1993г. 18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Идею связи города и храма воспринял и отразил во многих своих картинах Н.К. Рерих. Для усиления восприятия этого символа он использует известный в христианском искусстве образ святого, держащего в руках храм. Такой образ мы видим на мозаике «Спас и князья святые» Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской Лавры (1910), на панно «Благие посетившие» из серии «Эскизов росписи моленной в Ницце» (1914), а также на витраже, выполненном по эскизу Н.К. Рериха, на фронтоне музея его имени в Нью-Йорке (1929). Рериховское изображение святых с храмом в руках подобно мозаике «Император Константин со стенами Константинополя» (Х в.) собора Св. Софии в Константинополе. Известен также скульптурный образ Николы Можайского (XIV в.), держащего в правой руке поднятый меч, а в левой — макет града-крепости. Интересно, что на иконах Николы Можайского за градом часто изображалась Богородица, иногда с платом в руках, указывая на связь всех этих символов. У Н.К. Рериха также есть картина «Святой Николай» (1920) с образом Николы Можайского.
Героическое содержание понятия богини-градохранительницы, защитницы, «Нерушимой Стены» переносится здесь на мужской образ христианского святого Николая. И даже само греческое имя Николай, что значит «победитель народов», родственно имени греческой богини победы Ники, которая всегда сопровождает богиню Афину, известную в древности как покровительницу городов. На связь между образами Святого Николая и соответствующего ему древнего женского божества указывает и день почитания Николы Можайского. Он празднуется зимой (19 декабря), в дни зимнего солнцестояния, когда в древности почиталась богиня-мать, дающая начало новому циклу жизни, олицетворяемому наступлением нового года.
Со сменой знаков проявления, обусловленной чередованием кульминирующей роли то Женского, то Мужского космических начал, атрибуты женского божества часто переносились на мужского бога. Так случилось в христианскую эпоху; известно, что Дух Святой в древности почитался как божественное Женское начало. Подобным образом и на Святого Николая были перенесены атрибуты богини-градохранительницы. Вот почему многие русские города почитают своим покровителем Святого Николая. Так, в дореволюционной Москве было более 125 Никольских соборов, и на Никольских воротах Кремля была установлена скульптура Николы Можайского, при том что Москва всегда почиталась как дом Пресвятой Богородицы и центральный храм московского Кремля — Успенский собор — посвящён важному богородичному празднику. Отметим, что Новая Эпоха, Эпоха Матери Мира, возвращает исконное понимание многих символов. Источник: http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||
|
||||||||||||
О Святом Николае на проекте "Академия" |
||||||||||||
|
||||||||||||
На картине изображено: извилистая лента реки с изрезанной береговой линией и возвышающимися по обоим берегам красными и зелёными холмами; на одном из холмов стоит фигура Святого Николая (в иконописном образе «Никола Можайский»), держащая в левой руке маленький одноглавый собор, а в правой меч; позади на красном холме возвышаются стены средневекового русского города с тремя церквями и пролетающими в небе птицами. На заднем плане слева – несколько расплывчатый образ русской ладьи. На переднем плане справа изображены три существа, напоминающие рыб или русалок. В нижнем левом углу полотна – авторская монограмма из букв НРХ с датой: 1920. Полотно на подрамнике вставлено в обкладку чёрного цвета, а затем – в такого же цвета раму со слегка закруглённым профилем и остеклением (характерное авторское обрамление начала 1920-х годов). С обратной стороны картина законвертирована крафтом и малярном скотчем (2011 г.). |