Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1009&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
«Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства» (Н.К.Рерих).
Древняя Русь.
В картинах Н.К.Рериха на темы древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и блестящее использование приёмов древних иконописцев.
Также и в литературных творениях Рерих в своей своеобразной красочной речи исходит из стиля исконной русской литературы.
Для примера даём цитату из так называемого «Изборника» XIII века, а затем отрывки из статьи Рериха «Север и древняя Русь».
«Изборник» («Слово о погибели Русской земли»):
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская».
«Север и древняя Русь» (фрагменты):
«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озёра задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зелёные холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны».
«Почему древние люди любили жить в таком приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, а широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих заманчивых далях».
«Цельны движения древнего; строго целесообразны его думы; остро чувство меры и стремления к украшению».
«Счастливое прошлое есть у всякой страны, есть у всякого места. Радость искусства была суждена всем. С любой точки земли человек мог к красоте прикасаться».
«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы, или орнаменты, думаешь: "Какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство..."»
«Древние устремлялись к красоте. Древние понимали значение истинного украшения жизни. Может ли восходить дух без красоты, которая есть пища духа?! Надо открыть глаза на красоту захороненную и забытую и от неё пойти к обновлению жизни во имя Будущего».
В статье «Неотпитая чаша», которую мы дадим позднее, также чувствуется чистый родник истинной русской речи.
Основное, что доминирует в живописных темах, в образах Рериха — это красота и величие природы и человека.
Рериху особенно близки образы героев — защитников слабых и угнетённых, самоотверженных борцов за справедливость и добро, созидателей, мудрецов, подвижников. Именно образы таких людей он нередко воплощал в своих полотнах.
У него изображены как былинные богатыри: Святогор, Илья Муромец, Настасья Микулична, так и реальные исторические лица, как князь Игорь, Александр Невский, Прокопий Праведный, Борис и Глеб, Пантелеймон-Целитель.
Одна из любимых фигур Рериха — Сергий Радонежский. Ему посвящено несколько картин.
Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине «Сергий-Строитель» отсутствует та отрешённость и святость, которая имеется в изображениях Нестерова.
У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители, он трудится духовно над построением Руси после 300-летнего разрушительного татарского ига.
Историк академик Ключевский говорит о Сергии так: «Татарский разгром русской земли — одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. (...)
...Чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство... русскому обществу до'лжно было... приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому... делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Преподобный Сергий»1.
Сергий был идейным вдохновителем Куликовской битвы, неумолимым врагом княжеских междоусобий, препятствовавших собиранию национальных сил.
Он мирил князей, сплачивал их против общего врага вокруг молодого московского княжества, предвидя Москву как будущий центр государства российского.
Сергий был принципиальным врагом всякой собственности и тем паче богатства. Он исключал любую форму использования подневольного труда крестьян на монастырских землях. Эти земли должны были возделывать сами монахи. По мнению Сергия, человек имел право вознаграждения лишь за такой труд, который был выполнен собственными руками.
Вот такого Сергия и изображал Рерих.
Рерих пламенно любил Россию. Он зорко провидел её великие возможности и её великое будущее.
«Народу русскому суждена великая судьба», — писал он.
Тема Руси вдохновила его не только на создание ярких полотен, но и на литературные произведения, в которых он показал себя как большим патриотом, так и отличным стилистом, знатоком русского языка.
Как для своих картин он умел использовать особые сочетания и переливы красок, так и для своих статей о России он находил особо прекрасные, звучные, благоуханные слова.
Его статья «Неотпитая чаша» звучит как стихотворение в прозе.
«Неотпитая чаша» (в сокращении):
«Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая ещё милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает её не только потому, что она своя, но потому что она красива и превосходна и, поистине, полна скрытых, великих значений. (...)
Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озёр. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменные. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, синие, чёрные с жёлтым... Любой выбирай. Всё нетронуто. Ждёт.
Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками — храмами. (...)
Всё это красота. Красота бодрая. Неописанная.
А вот и чудо. Не то чудо, что ещё живы русалки. Жив ещё "честный лес". По городищам захоронены храмы. И не показались миру до сей поры. Верно, не время ещё.
А вот чудо. Среди зелёного, мшистого луга, около овечьего стада, наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина. Чаша неотпитая. Яма — сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной.
По краям всё заржавело, забурело от железа. В глубине прозелень, синие тени, искры взлётов. Бьёт мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студёная вода полна железом, и пить трудно. Сильно бьёт родник по камням. Бежит в поле речкой. Никому и дела нет. (...)
Живая вода по полю, по озёрам разбегается. И странно, и больно, но и радостно знать, что даже на больших путях нетронуты такие находки. Давно показались. Ждут.
Знают, пройдёт испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.
Точно неотпитая чаша стоит Русь.
Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.
Русь верит и ждёт»2.
Из выступления, прозвучавшего 2 августа 1973 года на вечере, посвящённом Н.К.Рериху в Доме Учёных Академгородка г. Новосибирска
--------------------------------------------------------------------------------
1 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Сборник. Новосибирск, 1991. С. 11, 14-15. 2 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 70-72.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||
|
||||||||||||
ПОДВИГ
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Живописным символом такого строительства является картина «Сергий-строитель» (1940). В далекой пустыньке никому не ведомый еще Сергий осваивает новые земли, закаляя свой дух в труде и молитве. Подвиг его впереди. Пройдут годы, и к игумену Земли Русской придет за советом перед великой битвой на поле Куликовом московский князь Дмитрий Иванович. «Все ли испробованы мирные пути?» – спросит его Преподобный и, получив утвердительный ответ, благословит князя словами: «Иди и победи», а через него и всё войско русское, дав в помощники князю двух монахов-схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Духовными очами будет следить «пророк победы» за ходом сражения, поддерживая ратников, называя павших и читая заупокойные молитвы. Не раз явится Чудотворец в ночной тиши и нижегородскому старосте Козьме Минину с суровым наказом скликать народ и сбирать ополчение для спасения Москвы. По дороге к первопрестольной остановится Минин в Свято-Троицком монастыре, укрепляя себя у раки Великого Старца. Придет время, и в третий раз поднимется Владыка на оборону страны своей... А пока рубит на Маковице келью с церквицей юный отшельник в глухих радонежских лесах, положив основание Троице-Сергиевой лавре, ставшей со временем сердцем русского православия. Тема духовного подвига выражена в картине Н.К. Рериха сдержанно-лаконично через образ сурово-величавой девственной природы, усиленный напряженным ритмом вековых елей, холодным синевато-лиловым колоритом. «Пусть моя картина... напомнит о нерушимом строительстве»187 , – писал Н. Рерих, имея в виду, в первую очередь, строительство духовное, «плотничество духа», воспитание и образование «ума и сердца».
187.Рерих Н.К. Бесстрашие // Рерих Н.К. Зажигайте сердца! М.: Мол. гвардия, 1978.С. 71. |
||||||||||||
|
||||||||||||
«"Медведь" - сюжет из жития Сергия Радонежского, жившего в XIV веке, основателя Троице-Сергиевской лавры. Сергий еще в юности удалился в глухие Радонежские леса, где жил наедине с природой. Пользуясь большим авторитетом среди князей и церковных деятелей своего времени, Сергий много сил положил на объединение Русских земель в единое государство». А. Юферева, А. Лукашева «Н. Рерих», Издание главного управления Госсзнака, М., 1970 г. "Пусть моя картина "Сергий Строитель" напомнит о нерушимом строительстве". (Рерих - Булгакову.) "Сергий Радонежский" был одной из любимых исторических фигур Рериха: он смотрел на Сергия как на одного из зачинателей русского культурного строительства». В.Ф. Булгаков «Встречи с художником», Л., 1969 г. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Сюжет картины взят из жития Сергия Радонежского, жившего в 14 веке, основателя Троице-Сергиева монастыря. Как говорится в летописи, Сергий ещё в юности удалился в глухие Радонежские леса, где жил наедине с природой. Он положил начало освоению Земель на Северо-Востоке Руси. Пользуясь большим авторитетом среди князей и церковных деятелей своего времени, Сергий много сил положил на объединение русских земель в единое государство [15]. 15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Сергий-Строитель(1925 г.) Сергия называют на Руси Строителем. Он совместно с учениками построил свыше полутораста монастырей, которые стали источниками высокодуховного просвещения, школой Общежития и Служения Отчизне. Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому не известных сотрудников; простота как на верху так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредоносности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранял большое место. Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности. Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно завет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов.
***
На обеих картинах с таким названием изображён Сергий в трудах и с ним медведь. Известно, что когда еще Сергий жил один в срубленной им келье в густом лесу, его ночами мучили страхи: стуки, вопли, стоны, шорохи, крики... Но Сергий волей и силой духа в течение трех лет преодолевал их, держа нить связи с Учителем - Иисусом Христом. На одной из картин показано, как после бессонной ночи, проведенной в молитвах, Сергий на рассвете вышел из кельи с топором в руках и увидел медведя, который был голодный и больной и всю ночь ревел. Сергий поделился с ним единственной черствой коркой хлеба, ибо жил он впроголодь. А на следующей картине видим, что мишка стал выздоравливать - Сергий умел общаться с животными, обладал мощной целительной силой - психической энергией. Так медведь постепенно приручился и стал помогать строить монастыри, обители, кельи... В непрестанных устремленных трудах, в смирении и кротости стали "приходить" Сергию Высшие Знания и Мудрость. И со всех концов Руси, даже из далекого Константинополя, потянулись к нему за советами, знаниями, исцелениями... Сергий положил начало освоению земель на северо-востоке Руси и отдал много сил на объединение русского народа. На картинах "Сергий Строитель" на фоне поэтического сурового пейзажа подвижник изображён в неустанных трудах и заботах о людях, привлекая к сотрудничеству священного зверя. Предания говорят о том, что Сергий, как и царь Соломон, понимал язык птиц и зверей. Сергий - строитель русской духовной культуры, всю свою жизнь строил знаменитый Храм Духа. "Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего Света, продолжая список их до современности. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает Святого Сергия поистине Преподобным для всех веков и народов. Когда мы в покое - демоны веселятся, а когда в трудах - ангелы радуются. Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания... Пусть моя картина "Сергий Строитель" напоминает о нерушимом строительстве. Сергий - труженик, один из зачинателей русского культурного строительства." (Н.К.Рерих. Нерушимое)
Отче Сергий, Дивный, с Тобою Идём, с Тобою Победим! Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры.
Ориген заповедал: "Глазами сердца смотри". Не есть ли это также и заповедь Самого Преподобного, который в пламенной Чаше вознёс заповедь сострадания и любви? Преподобный Иссак Сирин сказал: "Когда мы в покое, демоны веселятся, а когда в трудах - ангелы радуются". Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания. Я имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитателям Великого Духа. Были ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и всевозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати. Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамёна Преподобного? Дивно и чудно видеть, как в наше смятенное, отягощенное мраком, время всюду возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного. В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св. Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного. По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя Ко Благу. Огромное количество книг, статей и листовок посвящены Преподобному. Всюду благовестит это Непобедимое Имя. Больше того, когда вам приходится встречать людей близких в духе, рано или поздно, но безошибочно вы узнаете от них, что у кого в сердце, а у кого и в образе. Носится это Священное Имя так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти в светлое завтра. Обратите внимание. Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно указать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Боддхисатвою, евреи - Израилем, а индусы - Махатмою. Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого Сергия. И пламенны были видения Ему Владычицы! Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединили Имя Преподобного с представлением о всезнании. "Преподобный знает" - так запомнил народ. "Преподобный знает, когда спасти. Преподобный знает, когда явиться. Преподобный знает, когда помочь. Преподобный знает, чьё сердце доступно благодати. Преподобный знает, где нет неверия и предательства. Преподобный знает, где искренний дар. Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры, мы найдем спасение общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство вольное или невольное! В осознании прекрасной благодати только и мыслимо схождение. Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость. Да поможет нам Преподобный стать посильным пособником Ему в Его Неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных! Несказанных во всей своей невыразимости условным языком человеческим, но по счастью, кроме языка словесного, людям дан и язык сердца. В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдёмся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету. Свет один, так же, как и тьма одна, при внесении света тьма рассеивается. Да поможет нам Преподобный приобщаться к великому единому Свету." (Н.К.Рерих. Держава Света, Рига, Виеда, 1992, с. 101) "Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственным занятием этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда, подбор молодых, никому неизвестных сотрудников, простота, как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место. Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности." (Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи, Рига, Виеда, 1992, с.87)
Труды Сергия Вот уже борода седая. Вот уже Дух Пламенный в сослужении. Вот уже князь поклонился, но стоит возу с хлебом запоздать, и братия возлюбленная не верит ни на час. Стоит временно оскудеть кошелю и братия достойная и избранная готова променять чудесную Благодать на чужой грош. Еще скажут - "что-то Угодники твои оскудели." И днем и ночью нужна не Благодать, а благоденствие тела. Говорили о Сергии, что Игумен часто глухою ночью обходил кельи и, находя спящих, он шёл дальше, не тревожа. Может быть, он надеялся найти бодрствующего. (Криптограммы Востока, М., МЦР, 1993, с.43)
Во Имя Во имя звездного неба, во имя светлого солнца, Во имя земли прекрасной, рожденной для красоты; Во имя миров Надземных, и соединения с ними; Во имя преображенья тёмных людских сердец; Во имя единой жизни, поправшей понятие смерти; Во имя единой Правды, навек победившей ложь; Во имя Руси великой и ей присужденной доли, Чудесней которой нету и не было на земле - В лесах совершался Подвиг, в глуши пламенела Чаша, И сердце было как солнце, и Дух был творцом людей; И Ангелы сослужили и видимы были многим; И демоны нападали и были отражены. Туда притекали люди, туда приходили звери, Туда прилетали птицы за помощью и теплом... И всем несло исцеленье, и всем несло вспоможенье Великое Сердце-Солнце, Сокровищница Любви! Н.Спирина Медведь Ему с Тобою было хорошо. Тянулся он звериною душою К тому, что именуют добротою, к тому, что Светом Духа мы зовём. Он слов не знал, но сердце зверя знало, Кто друг ему и кто его поймёт, краюшку хлеба с лаской принесёт, И в облике мохнатом узрит брата. Н.Спирина |