«В Тибете у Рериха зарождается серия картин Твердыни Тибета, изображающая значительные памятники тибетского зодчества раннего средневековья.
С седьмого века Тибет становится центром северного буддизма. Словно птичьи гнезда приютились по склонам тибетских гор монастыри различных буддийских сект. "Нужно было иметь и чувство красоты и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на такой высоте" -писал Рерих».
А Юферева, А. Лукашева «Н. Рерих», Издание главного управления Госсзнака, М., 1970 г.
«Углубленное созерцание картин Рериха позволяет утверждать, что выдающегося философа и живописца волновала не мистика потустороннего, а верная архитектоника мудрых тибетцев. Ведь высокие горы предъявляют суровые требования к выживанию. Те же ламаистские монастыри и храмы возводились в неприступных, суровых ярусах не из-за сентиментальной любви к гранитам и сквознякам. Главная причина тут в изолированности от врагов. Войны возникали и здесь в разные времена. Уничтожались люди, отары скота, жилища. А книжная премудрость уцелевала в тайных пещерах, заоблачных монастырях. И новые поколения жителей узнавали, с чего начинать. Недаром такие монастыри, вознесенные к небу, врастали в скалы столь же прочно и органично, как кристаллы хрусталя или аметиста в подстилающую основу».
Ю. Макунин «Любовь моя», Литературная Россия,17.06.83г.
«Здания монастырей на неприступных горных утесах вызывают удивление смелостью и феноменальным мастерством древних зодчих.
Лаконичные, простые формы архитектуры органически сливаются с горными вершинами, составляя с ними одно целое».
Каталог выставки Н.К. Рериха, М., 1959 г.
Она - как башня маяка
Над темным морем человечьим...
О, как Ты путнику близка,
Как жаждет он заветной встречи!
И знает он,- его там ждут,
И знанье окрыляет сердце,
И поступь делается крепче.
Н.Д. Спирина