Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1054&size=3
С цветовой рамкой: |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
• Сильна Земля. Тяжка скала. Массивна “Великанша Кримгерд” — эта скала в озере, страшная и косная. Но кроме этого есть ещё и небо. Есть сила, энергия, полёт. В мире идёт бой между двумя стихиями, низшими и высшими, материальным и духовным [5, с. 43]. • Из картины в картину плывут викинги мимо великанши Кримгерд, выступающей из моря серым каменным торсом, мимо отвесных скал и плоских берегов, холмов, городищ, курганов. Издали, словно с берега, пишутся ладьи, издали, словно с ладей, пишутся берега и острова. [8, с. 112].
5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г. 8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов. Именно в этот период возникли знаменитые легенды о народных героях-богатырях. Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни. Со временем эти истории приукрашивались рассказчиками, обрастали новыми подробностями, но происходило это вовсе не из желания обмануть или что-то исказить, а исключительно от восхищения подвигами героев, от почитания и любви к ним. И тот, кто приукрашивал правдивые истории, сам верил в эти красивые подробности. Шло время, и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл — как воспитательного, так и «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки и подвиги, а также вселяющего веру в победу добра над злом, веру в то, что справедливость возможна не только на небе, но и на земле." Нередко бывало так, что в одной легенде совмещалось несколько историй, произошедших в разные эпохи, но сведённых воедино благодаря народному воображению. Так, рассказывая о богатырях времён татаро-монгольского нашествия, времён зарождения христианства на Руси, этим богатырям нередко приписывали огромный рост и невиданную силу, словно это были не просто богатыри, а великаны, каких свет не видывал. Насколько вероятным является существование великанов? Как указывает Е.П.Блаватская, великаны действительно обитали на нашей планете: «...Почти в каждой мифологии — которая, прежде всего, есть древняя история — великаны играют выдающуюся роль, — пишет она. — ...В Корнваллисе и в древней Бретани предания об этих великанах чрезвычайно обычны; говорят, что они жили даже до самых времён короля Артура. (...) Если мы обратимся к Новому Свету, то мы имеем здесь предания о расе великанов из Тариха на восточных склонах Анд и в Эквадоре, сражавшихся с Богами и людьми. (...) Славянские страны, особенно Россия, изобилуют легендами о Богатырях (мощных великанах) старины; и славянские народные былины, большинство которых послужило основою для национальных рассказов, древнейшие песни и наиболее архаические предания говорят о великанах, живших в старину. Итак, мы можем безопасно отбросить современную теорию, которая хотела бы сделать из Титанов простые символы, изображающие космические силы. Они были настоящими живыми людьми, будь то двадцати либо только двенадцати футов ростом. Даже герои Гомера, которые принадлежали к гораздо более недавнему периоду в истории рас, по-видимому, употребляли оружие и носили доспех, размерами и веса не под силу самым сильным людям настоящей эпохи». Е.П.Блаватская также пишет, что «среди памятников древности найдено немало гигантских сооружений», встречающихся почти на каждой широте, и «нет такой страны, в которой они отсутствовали бы». Названия некоторых гигантских доисторических памятников говорят сами за себя: в Германии их называют могилами великанов; в Сардинии — могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, они называются могилами Даитьев (то есть гигантов).А.Н.Афанасьев пишет: «Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов». У Рериха есть несколько картин, посвящённых великанам. К этой тематике он возвращается практически на протяжении всего своего творческого пути — от начала века до 1940-х годов. В названиях большинства этих работ (созданных иногда в двух вариантах) присутствует само слово «великан»: это «Могила великана» (1908), «Великанша Кримгерд» (1914 и 1915), «Путь великанов» (1910 и 1914), «Конец великанов» (1917), «Страна великанов» (1918 и 1919), «Великан» (1940 и 1943)."
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
ВЕЛИКАНША КРИМГЕРД. АВТОЛИТОГРАФИЯ (НАПЕЧАТАНО 12 ЭКЗЕМПЛЯРОВ). KRIMHERD, THE GIANTESS. (ПРИЖИЗНЕННЫЕ КАТАЛОГИ):
Великанша Гримгерд. Цветная автолитография. 22 * 28,3. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Гр 1722. (Врата в будущее. Омск, 2000). / Великанша Кримгерд. Вариант. Бумага, цветная линогравюра. Инв. N Гр-1722. (Рериховский век (I). Каталог выставки. Живопись и графика. СПб.: Золотой век, 2009).
Великанша Кримгерд. Бумага, литография с тоном. Размер изображения: 20,5 * 26,5. Размер листа: 26,5 * 35,5. Гос. Русский музей, N гр. 40143. (В.В. Соколовский. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 годы) в сб. "Н.К. Рерих. Жизнь и творчество". М., 1978).
Великанша Кримгерд (Эдда). Бумага, цветная автолитография (темно-синий фон, зеленый и красный цвета). Размер изображения: 20,5 * 26,5. Размер листа: 28,5 * 37,5. Гос. музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева в Алматы, инв. N 2687-гр. (Рериховский век).
Великанша Кримгерд (Эдда). Бумага, цветная автолитография (темно-синий фон, зеленый и красный цвета). Размер изображения: 22,5 * 28,4. Размер листа: 26,0 * 36,0. СПб., Российская нац. библиотека, отдел эстампов, инв. N Э Гр. 3540 и N Э Гр. 3541 (два оттиска). (Рериховский век). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<..>
Во второй литографии из казахстанского собрания – «Великанше Кримгерд» (1915), художник изображает морской залив, берега которого причудливо изрезаны морскими волнами. Водная гладь «декорирована» множеством камней-островков. В центре огромный камень, напоминающий гигантскую женскую фигуру, часть которой скрыта под водой. Многие произведения Рериха строились на материале древних народных легенд и культов, старинных преданий, народных эпосов. Сюжет литографии заимствован из «Старшей Эдды» - памятника древнеисландской эпической поэзии. Великаны, согласно эпосу, принадлежат к миру подземному, и свет восходящего солнца превращает их в камень. По злому умыслу недругов, великанша не заметила первых утренних лучей и навечно осталась каменной. Динамика и статичность соперничают и в этой литографии: монументальность, внешнее спокойствие великанши и суетливость мелкой ряби прибрежных волн, людей в лодке. Лист решен в холодном зеленовато-голубом колорите. <..> |