...К теме русского богатырства Рерих обращался в разные периоды творчества. Так, ещё в годы учёбы в Академии художеств он создаёт две картины, посвящённые богатырской теме: «Вечер богатырства Киевского» и парную к ней «Утро богатырства Киевского» (1896).
Как писал один из исследователей, на картине «Утро богатырства Киевского» показан переходный момент от богатырства старшего, представителями которого являются Святогор, Микула, к богатырству младшему — Илье Муромцу, Добрыне Никитичу... Старшие богатыри — это богатыри «стихийных начал... кочевья, титанических подвигов»11. При появлении оседлости они обречены на неподвижность, умирают. На картине Рериха изображён заключительный момент поэтической былины: на горе гроб Святогора, в который заключён богатырь, с горы спускается задумчивый Илья Муромец. Наступает начало новой эпохи — богатырства Киевского.
Картина «Вечер богатырства Киевского» отображает заключительный этап богатырства. Постоянные победы над врагами вселили самоуверенность в богатырей, стали они похваляться:
...Подавай нам силу хоть небесную:
Мы и с тою силой, братцы, справимся...12
В наказание за самохвальство им посылаются небесные воители, число которых растёт во время боя.
Испугалися могучие богатыри,
Побежали... и окаменели13.
На картине изображён богатырь на коне, который как бы замер на ходу — окаменел.
--------------------------------------------------------------------------------
11 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск I. СПб., 2004. С. 54.
12 Там же. С. 41.
13 Там же. С. 42.
Источник : http://voshod.sibro.ru/