|
|
|
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...
|
|
Но воображение художника взлетает все выше, к более грандиозным космическим горизонтам. «Превыше гор» — любимая картина Рериха. Выше наивысших вершин Земли, над облаками, как на сказочном ковре-самолете, в лазурной вышине летит девушка. |
|
"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу
объяснения:
(...)
«Выше гор». Эверест с высоты.
(...) |
|
«Превыше гор» возносит нас из бездны недр в небесные выси.
Картина поражает своей окрыленностью. Рерих изображает летящую над горами женскую фигуру. В раскинутых руках героини большой шарф, который, как парус, несет ее по небесным сферам. Всё внизу погружено в море облаков; над ними встают только макушки гор, да какая-то туча в виде огромной птицы в изумлении глядит на пролетающего человека. Произведение художника родственно скрябинским темам прорыва в запредельное и популярным в искусстве буддийского Востока образам летающих персонажей: достаточно вспомнить о возносящихся бодхисаттвах или подобных эльфам женских существах китайских фресок Дунъхуаня. Ощущение парения создают и светлые прозрачные краски небесных оттенков, нанесенные легкими прикосновениями кисти. Живопись здесь словно утратила свою материальную плотность, как и героиня, движимая дуновением мирового эфира. |
|
Художник настолько сжился с Гималаями, что уже мыслил горами. Они рождались в его художественном сознании легко и свободно, как сочинял когда-то свои фуги Бах или огненные фантазии Скрябин. Его дух витал над хребтами и долинами, наверное, так, как летит над миром лёгкая и бесплотная фигура героини в написанной им картине «Превыше гор» (1924). Кажется, что этому духу подвластно всё, а сам уходящий в поднебесье простор – это сфера его обитания. |
|
Произведение художника родственно популярным в искусстве буддийского Востока образам летающих персонажей: достаточно вспомнить о возносящихся боддхисаттвах или подобных эльфам женских существах китайских фресок Дуньхуаня. Ощущение парения создают и светлые прозрачные краски небесных оттенков, нанесенные легкими прикосновениями кисти. Живопись словно утрачивает здесь свою материальную плотность, как и героиня, движимая дуновением мирового эфира.
|
|
«Превыше гор» — горы, а над ними девушка в небе — передана поэзия воздушного лёта. |