|
|
|
В 1914 году Рерих создает лубочный плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение памятников культуры во Франции и Бельгии. Плакат был разослан в действующие части русской армии. |
|
В 1914 году Рерихом создается плакат "Враг рода человеческого", в котором он клеймит варварское разрушение памятников культуры в Лувене, Шантиньи, Реймсе. Плакат был разослан по армиям и военным зонам. Еще в русско-японскую войну у Рериха возникла мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительных учреждений и памятников культуры. В начале первой мировой войны Николай Константинович вынес этот вопрос на обсуждение широкой общественности, попытался придать ему государственное значение. Он обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами. |
|
Спустя сто лет образ гиганта проявился и в творчестве Рериха. Он олицетворяет у него разрушения Первой мировой войны и выведен художником на плакате 1914 года «Враг рода человеческого». Враг этот – «немец злой» – так написано на его длинном змеином хвосте. К тому же кайзеровская каска с выступами по бокам, напоминающими рога, черепа в руках, козлиные ноги – всё характеризует его как властелина преисподней. Наверху две надписи: «Множество народа яростию погубил» и «Многие города воровски порушил». Справа от гиганта нарисован бельгийский город Лувен, где германская армия подвергла варварской бомбардировке университет с одной из старейших в Европе библиотек, известной крупнейшим собранием инкунабул. Слева изображён Реймский собор во Франции, фасад которого со знаменитыми скульптурами пострадал от обстрела немецкой артиллерии. |