Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1136&size=3
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Особое место в коллекции Горловского художественного музея занимают «Эскизы росписи моленной». Они были выполнены Рерихом в 1914 году по заказу мецената Л.С. Лифшица (близкого кругу художников-мирискусников) для его виллы, находившейся в Ницце. Из-за начавшейся войны работы не были отправлены во Францию и остались в России.
«Эскизы росписи моленной в Ницце» — одно из немногих сохранившихся произведений Николая Константиновича в области монументально-декоративного искусства. В его состав входят 13 тематических панно и фриз, исполненные темперой.
Интерьеры моленной, созданные художником, не укладываются в рамки канонов церковной живописи. Небольшие домовые и фамильные церкви и часовни обычно расписывались в строго академическом стиле, и ничего подобного тому, что создал Рерих, в русском искусстве не существовало. Как писал Сергей Эрнст, только Рерих «мог облечь в такую форму декоративное убранство покоя, посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны». Предполагалось, что эти росписи будут осуществлены в небольшой круглой комнате, «на дымчато-янтарном фоне».
Согласно замыслу художника, центральным в этой серии является панно «Хозяин дома». Величественный старец, олицетворяющий мудрость и всепонимание, — так Рерих мог изобразить и старейшину рода, и ветхозаветного пророка, и Самого Наивысшего. Более всего в облике Старца поражает взгляд, обращённый одновременно и на зрителя, и вглубь себя и прозревающий какую-то иную, высшую реальность.
На двух панно «Благие посетившие» изображены фигуры святых, склонившихся к расположенному между ними Древу Жизни. Они держат в руках венцы и храм — символ духовных приношений на алтарь служения Благу человечества. Их образы — воплощение жертвенности и милосердия.
Четыре панно с изображением трёх юношей, объединённых одной аурой, называются «Отроки-продолжатели». Эти панно должны были располагаться парами вокруг «Благих посетивших». Образы прекрасных юношей исполнены чувства глубокого молитвенного предстояния. Их иконописные лики, глаза, обращённые ввысь, безмолвные жесты овеяны одухотворённой гармонией. Эти юные сердца — надежда человечества на будущее. Цветок, который мы видим и в руках отроков, и парящим в пространстве, — не символ ли это раскрывшегося цветка духа? Согласно смыслу названия панно, Отроки продолжают дело духовного строительства, начатое Благими посетившими, — нравственное устроение жизни.
Тема Древа Жизни, пришедшая в искусство из библейских времён, проходит через всю серию росписей и символически отражает главную идею моленной — идею Духовного Начала, пронизывающего все сферы Бытия. Древу Жизни посвящены два парных панно «Входы», которые должны были располагаться по обеим сторонам входа в молитвенный покой, а также два панно «Древо благое произросло». Композиция «Древа благого» очень необычна: если разместить обе картины рядом, то посередине окажется чудесное дерево с птицами, а продолжив мысленно этот ряд, мы увидим бесконечный сад, полный прекрасных деревьев и птиц, — прообраз райского сада.
Нижнюю часть росписей занимает орнамент, где в сложной символике соединены растения, фантастические животные и птицы. Фриз напоминает каменную резьбу владимиро-суздальских храмов.
Наедине с этими парящими на облаках фигурами с мерцающими нимбами начинаешь чувствовать себя сопричастным миру высшему, наполненному всечеловеческой любовью и состраданием. Творения великого мастера наполняют сердце трепетом перед красотой Несказуемого, и приходит понимание, что есть истинная молитва. «Молитва есть возношение и восхищение»5, — говорит Учение Живой Этики. «Явление молитвы есть собеседование о самом Прекрасном»6. «Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность... Можно проводить часы в устремлении, но существует молниеносная молитва. Тогда без слов мгновенно человек ставит себя в непрерывность всей цепи в Беспредельность. (...) ...В молчании, не тратя времени, можно получить струю освежения»7. Вспомним и Завет Христа: «Не в храме, но в духе молиться будете».
6 Аум. 60.
7 Листы Сада Мории. Озарение. 3-IV-1.
4 Сердце. 475. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
2014 год, Украина, война…
Недалеко от Донецка, в зоне военных действий, под обстрелами — Художественный музей города Горловка, в котором находятся 28 произведений Николая Рериха и работы многих замечательных русских художников. И вновь, как набат, звучат призывы Н.К.Рериха — великого Мудреца и гуманиста о защите Высших ценностей Духа и Культуры от варваров всех времён и народов.
«В течение прошлой великой войны (первой мировой войны — Н.Ж.), — мы прилагали… меры, чтобы обратить внимание на недопустимость разрушений исторических, художественных и научных памятников.(…) Так же и теперь все наши комитеты и группы друзей, которым близка охрана всенародных сокровищ, должны не покладая рук, не упуская ни дня, ни часа обращать общественное внимание на важность и неотложность охраны творений гения человеческого». [4]
В музее Горловки хранятся рисунки Николая Константиновича,, его ранние этюды, картины «Поморяне. Утро» (1906), «Могила викинга» (1908), «Лесовики»(1916) , «Ковёр-самолёт» (1916)…[5]
Но совершенно особое впечатление производят находящиеся там 13 огромных картин-панно и фриз, созданные Николаем Константиновичем в 1914 году, в страшное тёмное время начала первой великой войны… [6]
Чуткий дух художника-провидца уже задолго до того улавливал приближающийся ужас взаимного истребления. К тому времени Рерих написал много грозных картин-пророчеств… Но когда настал роковой момент — художник обращается к Иерархии Света. И на его светозарных полотнах появляются Образы Святых — Тех, к Кому прибегают люди в нужде и горе, к Кому взывают в отчаянии, к Кому обращают свои молитвы…
Необыкновенные по красоте, радостные и чистые, осиянные тёплым золотым светом, трогательные Образы напоминают о Вечном и прекрасном Высшем Мире, откуда приходят на нашу скорбную землю Высокие милосердные Души — Помощники людям во все времена. Они несут Благо, то есть добро. Но привлечь их можно только любовью…
Любовь — самый мощный магнит,
Она приближенье творит,
Она сокращает пути,
Она помогает дойти,
Она зажигает огни.
Любовь — самый мощный магнит! [7]
Строгий старец — Хозяин дома — в благоговении замер, ожидая Святых. Благие Посетившие и юные Отроки Продолжатели парят на облаках, увенчанные золотыми нимбами. Их смиренные приношения Благому Древу — Древу вечной Жизни: венец — символ подвига, храм — оплот духа и огненные цветы Божественной любви и сострадания…
И становится понятна мысль художника — невозможна жизнь на земле без любви к Богу, без братской любви и помощи друг другу…
Языком древних символов Рерих поведал о будущем мире счастья, когда Благие Светочи придут на нашу землю, а Святые Отроки продолжат Их духовные подвиги... И тогда процветёт Древо Жизни, и не только люди — но птицы, звери, всё живое — будут жалеть друг друга и жить в мире. Тогда добро и любовь воцарятся во вселенских городах, чьи башни и купола храмов сверкают в золотом лунном свете, под мерцающими сказочными звёздами…
Рерих создавал эти величественные панно для Моленной — особого покоя, «посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны»[8].
Там душа устремляется к Миру Высшему, Горнему. Там творится молитва…
Примечания:
1.Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).
2. Рерих Н.К. Сберегите / Знамя Мира. (Сборник). М., 1995. С.176.
3. Рерих Н.К. Обществу славянской культуры. 1931/ Рерих Н.К. Держава Света.
4. Рерих Н.К.Охранителям культурных ценностей. 1939 / Рерих Н.К. Листы дневника. Т.II.
5. Познакомиться с коллекцией произведений Н.К.Рериха, находящихся в Горловском художественном музее (Украина) можно здесь:
http://gallery.facets.ru/catalog.php?filter=%7C%7C%7C%u0433%u043E%u0440%u043B%u043E%u0432%7C%7C%7C%7C%7C
6. В 1914 году Н.К.Рерих создал эскизы росписи Моленной (13 эскизов декоративных панно и фриза) для виллы Л.С.Лившица в Ницце, которые находятся в Художественном музее Горловки.
7. Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).
8. Эрнст С. Н.К.Рерих /Держава Рериха.(Сост. Д.Н.Попов). М.,1993. С.444.
Источник: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5851
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Другой фрагмент |