Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1172&size=6
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В том же году был написан и эскиз декорации, изображающей площадь средневекового города, для мистерии «Три волхва», показанной тогда в «Старинном театре»; он рекомендует мастера как тонкого и живописного историка. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Вести отовсюду Первый вечер Старинного театра в Петербурге посвящён воспроизведению театральных зрелищ XI и XIII веков. В программе этого вечера: 1) Три волхва <...>. Постановка во всех деталях соответствует изображаемой эпохе. Костюмы и декорации по рисункам Н. Рериха, И. Билибина, М. Добужинского и др. Режиссёр А. Санин при участии Бурнашёва, бар. Н. Дризена и Н. Евреинова. Музыкальная часть — Глазунова, Сакетти и Саца. После спектаклей в Петербурге Старинный театр намерен посетить Москву, Киев, Одессу. Золотое руно. 1907. № 11–12. С. 117.
Старинный театр 7-го декабря последует открытие спектаклей «Старинного театра». Программа составлена очень интересно. Первой пьесой намечена «Три волхва», пролог и картина XI в., соч. Н. Евреинова в декорации Н. К. Рериха. ... Биржевые ведомости. 1907. 4/17 декабря. Вечерний выпуск. № 10235. Вторник. С. 5.
Homo novus Новый театр (Спектакли «Старинного театра». «Три волхва», «Действо о Теофиле») В зале Кононова открылись спектакли «Старинного театра». Это очень интересная затея группы лиц (бар. Дризен, Н. Н. Евреинов, г. Бурнашёв и др.), вложивших в дело большую энергию и любовь к театру. Задача устроителей, если не ошибаюсь, дать в ряде спектаклей, в течение нескольких лет, картину постепенной эволюции театра. Сейчас идут спектакли, относящиеся к XI–XIII векам. <…> То, что показал Старинный театр на первом представлении — пролог г. Евреинова к мистерии «Три волхва» и «Действо о Теофиле» — настолько ново и публике совершенно неизвестно, что нельзя не отнестись с чувством живейшей благодарности к инициаторам дела. «Три волхва» — хорошенькая мистерия на латинском языке, в десятка два фраз. Её показали приблизительно так, как она давалась. Римская церковь знала цену театру. «Синтез искусств», провозглашённый Вагнером, т. е., иначе говоря, подчинение всех искусств общей руководящей идее, — это не выдумка Вагнера. Это практическое стремление католичества. Осматриваете ли вы храм Петра и Павла в Риме, или присутствуете на «Празднике перенесения тела» в Кёльне, или встречаете Пасху в любом костёле — всюду вы находите этот «синтез искусств», который служит ad majorem Dei gloriam . Всё внимание католической церкви устремлено на умножение бессознательных элементов религии. В этом отношении месса на латинском языке, как и театральная мистерия, разыгрываемая на чуждом и непонятном толпе языке, имеют такое же значение «нас возвышающего обмана». Все эти «Infantem vidimus», «O, regem coelum», «Delusus es, domine» — звучат гораздо таинственнее, торжественнее и значительнее. Фразы звучат, как чудо… А сюда, к порталу храма, пришли за чудом. В «Прологе» г. Евреинова толпа стекается к храму с жаждой чуда. На юге свирепствует «чёрная смерть»… И вот пред этой толпой, настроенной звуками хорового пения, процессиями слепых и самобичевальщиков (flagellantes), выходит Ирод со свитою, появляются волхвы, является ангел с красными крыльями, сладким голосом (конечно, тоже по-латыни) поющий о чём-то прекрасном и неведомом. Слышится рёв толпы, раздаются истерические выклики. Толпа готова растерзать Ирода. Она уверовала. Чудо пред её глазами. Разве это не ангел? Разве у людей бывает такой золотистый цвет волос, такой, как мёд, сладкий голос? И разве, помимо священнослужителей, кто-нибудь кроме ангелов может знать латинский язык? Действующие лица здесь, как в античных празднествах Вакха и Диониса, — вся масса, весь народ. Тут более, чем синтез искусств, — синтез искусства и жизни. Как при быстром вращении цветов спектра получается один общий, белый свет ясного и прозрачного блаженства. Искусство, жизнь, религия. Идеал слитности, к которому напрасно стремится так называемое «новое искусство», потому что в основе этой «слиянности» лежит религиозное чувство, а его необходимо сначала создать… Постановка «Волхвов» и всего пролога очень хороша. Иногда резала ухо излишняя реальность толпы — вернее, излишняя её будничность. Основной мелодией толпы должны быть торжественность и истеричность. Хоровое начало следовало бы провести ещё строже, сгладив подчас резкости бытового тона. Отлично пел хор, сладко звучал орган, очень музыкально была исполнена партия Светлого Духа г. Пиотровским. Декорации Рериха и занавес Бенуа — превосходны. Ритуал действа поставлен г. Бурнашёвым, народные сцены — г. Саниным. Оба заслуживают полной похвалы. … Русь. 1907. 9/22 декабря. № 330. Воскресенье. С. 5.
Н. Репнин Театральные впечатления …Я не понимаю, почему художественные критики, пишущие целые столбцы даже о таких выставках, на которых, по их собственным словам, нет ничего интересного, совершенно не уделяют внимания декорациям. Вероятно, здесь мы имеем дело с традициями доброго старого времени, когда даже в Императорских театрах декорации писались специальными декораторами, часто не имевшими ничего общего с искусством и даже в лучшем случае редко возвышавшимися над уровнем посредственности. Но в последние годы положение дел в этом отношении существенно изменилось. Декорации и костюмы теперь нередко исполняются по рисункам таких художников, как Александр Бенуа, А. Васнецов, Коровин, Головин, Бакст, Рерих, Билибин. Получаются декорации и костюмы не произведения ремесленников, а создания истинного искусства, имеющие высокую художественную ценность сами по себе, заслуживающие бóльшего внимания, чем коротенькие, в две-три строки, отметки о них в отчёте о спектакле. Достаточно вспомнить из сезона нынешнего года хотя бы высокохудожественные декорации и костюмы А. Н. Бенуа к балету «Павильон Армиды», стильные декорации Болдырева к «Комедии о царе Навуходоносоре, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожжённых», декорации Головина к «Маленькому Эйольфу», интересный по замыслу занавес для «Старинного театра» по рисунку А. Н. Бенуа и декорации для этого театра Рериха («Три волхва») и Билибина («Действо о Теофиле»). ... Слово. 1907. 11/24 декабря. № 327. Вторник. С. 3.
Зигфрид Эскизы ...Коллективная работа художника Рериха, режиссёра Санина, делившего с ним труд М. Н. Бурнашёва, всех артистов и статистов создали поэтическую грёзу: чудилось, что плотная завеса, навсегда скрывшая от нас минувшее, на мгновение приподнялась, и мы узрели характерную, интересную, красивую картину подлинной жизни XI столетия. ... Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 12/25 декабря. № 275. Среда. С. 2–3.
Сергей Маковский Первые представления «Старинного театра» ...«Действо о трёх волхвах» не спасли даже превосходные декорации Н. К. Рериха, красивое богатство костюмов и глубоко впечатляющая музыка по подлинному тексту XI века. <...> Н. Рерих, М. Добужинский, И. Билибин остались в декорациях «Старинного театра» теми же стилистами, какими мы их знаем. Каждый из них дал своё субъективное видение, свою живописную мечту о старине — не «документальную» декорацию. Мне лично более по душе такой приём для театральной mise en scéne, но при чём тут исторический реализм? ... Старые годы. 1908. Январь. № 1. С. 41–44. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Сцена из спектакля "Три волхва". Сценография Н.Рериха. Постановка М.Н.Бурнашева и А.А.Санина. 1907 |