Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1186&size=3
Обороты: |
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Р.
К началу художественного сезона
[Интервью с секретарём Общества поощрения художеств художником В. И. Зарубиным.]
…Многие хорошие художники заняты теперь писанием декораций для С. П. Дягилева, который в будущем году снова везёт в Париж русскую оперу и балет…
Н. К. Рерих пишет декорации для «Князя Игоря» Бородина, Александр Бенуа — для балетов «Раймонда» и «Павильон Армиды», Головин — для «Псковитянки» Римского-Корсакова…
Петербургская газета. 1908. 24 сентября. № 263. Среда. С. 2.
Художественный отдел
Художник Н. К. Рерих в настоящее время работает над декорациями для оперы Бородина «Князь Игорь» для постановки её в Париже под общим руководством С. П. Дягилева.
Слово. 1908. 27 сентября / 10 октября. № 573. Суббота. С. 5.
Так же: В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 47–48.
Н. К. Рерих
(Материалы к его биографии)
... В настоящее время Н. К. Рерих занят большим декоративным фризом на былинные сюжеты (по частному заказу) и постановкою оперы «Князь Игорь» для Парижа по заказу С. П. Дягилева. ...
В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 7–9.
К русским спектаклям в Париже. — Декорации работы художника Н. К. Рериха Неутомимый г. Дягилев, познакомивший уже Париж, а через него — и весь культурный мир с недостаточно оценённым на родине стихийным гением Мусоргского, достигающим вершин трагического вдохновения, — в нынешнем году организовал русские спектакли в парижском театре «Шатле». Как в прошлом году, откровением для французов явилась бесподобная музыка «Бориса Годунова» Мусоргского, так нынче очаровали их декорации, признанные парижскою критикой «картинами первоклассных декоративных мастеров», танцы кордебалета, г-жи Карсавиной и г. Нижинского, музыка Бородина, костюмы, и вообще вся постановка, отличающаяся изумительною художественностью и тонким вкусом. Первый же русский спектакль г. Дягилева привлёк в театральный зал не только французских министров, иностранных послов и дипломатов, но и весь артистический, литературный и художественный мир Парижа. <…>. Воспроизводимые нами проекты декораций Н. К. Рериха исполнены даровитым художником специально для парижских спектаклей. Они проникнуты тою суровою, своеобразною мощью, которою дышат почти все произведения этого замечательного мастера. Огонёк. 1909. 16/29 мая. № 20. Суббота. С. [17]. Помещены ч/б илл. декораций Н. К. Рериха: «Пролог» («Князь Игорь»), «Шатёр Грозного» («Псковитянка»), «Стены Путивля — Плач Ярославны» («Князь Игорь»).
|
||||||||||||
|
||||||||||||
В 1909 году мастер начинает сюиту, посвященную «Князю Игорю» Бородина 10 — в небольших, полных искренней и простой поэзии эскизах художник запечатлевает и белый собор «Путивля» — среди серых стен, под голубым летним небом, и широкий, темный «Терем Ярославны», и «Половецкий стан» в желто-красных суровых тонах, овеянных унынием степного одиночества, и пустынную под клубящимися тяжелыми облаками «Ограду города», где привольное эхо разносит печальный голос Ярославны. Вместе с эскизами декораций исполнены и эскизы костюмов, примечательные опять-таки той благородной и богатой скромностью, что так способствует «верному тону» всякого театрального зрелища, являющегося результатом соборной, взаимоуступчивой и деликатной в своей основе работы.
Прекрасно-лирический строй «Слова о полку Игореве» надолго полюбился художнику, и в 1914 году он снова пишет эскизы для «Князя Игоря» 11, столь же сильные и одушевленные в своих полных, ликующих красных, синих, зелено-золотистых и желтых тонах, как и волнение древней повести о делах тайных и грозных. По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера.
К первой редакции «Князя Игоря» очень близки своим строем и два эскиза 1909 года: «Въезд Грозного» (синее и белое) и «Шатер Грозного» (черное, красное и зеленое) для «Псковитянки» Римского-Корсакова .
10 Для антрепризы Дягилева в Париже. Свет рампы увидел лишь «Половецкий стан».
11 Для постановки Санина 1914 г. в Лондоне (антреприза Дягилева). |
||||||||||||
|
||||||||||||
The collection of P.A.Pletnev, St Petersburg Acquired by the grandfather of the present owner in St Petersburg in 1910
http://www.sothebys.com/ru/auctions/ecatalogue/2014/important-russian-art-l14114/lot.7.html IMPORTANT RUSSIAN ART 24 НОЯБРЯ 2014 | 6:00 PM GMT ЛОНДОН 7 PROPERTY FROM A PRIVATE EUROPEAN COLLECTION Nikolai Konstantinovich Roerich SET DESIGN FOR PRINCE IGOR Оценка 120,000 — 180,000 GBP Nikolai Konstantinovich Roerich 1874-1947 SET DESIGN FOR PRINCE IGOR signed in Cyrillic and dated 908 l.l.; further titled and inscribed on exhibition labels on the reverse tempera, pastel and charcoal on paper laid on board 46 by 62.5 cm, 18 by 24 3/4 in. ПРОИСХОЖДЕНИЕ The collection of P.A.Pletnev, St Petersburg Acquired by the grandfather of the present owner in St Petersburg in 1910 ВЫСТАВКИ Moscow, VII Exhibition of the Union of Russian Artists, 26 December 1909 - 8 February 1910 St Petersburg, VII Exhibition of the Union of Russian Artists, 21 February 1910 - 31 March 1910 Brussels, Palais des Beaux Arts, Exposition d'Art Russe, ancien et moderne, May - June 1928, no.827 ПУБЛИКАЦИИ Ogonek, 16/26 May 1909, no.20 p.17, illustrated and titled Steny Putivlya - Plach Yaroslavny (Knyaz' Igor) Exhibition catalogue VII Exhibition of the Union of Russian Artists, 1909, p.20 listed Yu.Baltrushaitis et al., Rerikh, Petrograd: Svobodnoe iskusstvo, 1916, p.216 listed S.Ernst, N.K.Rerikh, Petrograd: Obshchina Sv.Evgenii, 1918, pl.50 illustrated, titled Knyaz' Igor / Gorodskaya ograda, 1909 F. Grant et al., Roerich, Himalaya, A Monograph, New York: Brentano Publishers, 1926, p.190 listed Exhibition catalogue Palais des Beaux Arts, Exposition d'Art Russe, ancien et moderne, Brussels, 1928, p.78, no.827 listed E.Yakovleva, Teatral'no-dekoratsionnoe iskusstvo N.K.Rerikha, Samara: Agni, 1996, p.116, illustrated (incorrect dimensions and later provenance) ОПИСАНИЕ В КАТАЛОГЕ The 1909 production of Prince Igor was among Roerich's very earliest collaborations with Diaghilev and the Ballet Russes. His set designs were a tremendous success. 'This will make you great' predicted the director, Alexander Sanin. 'If you had never been born, we would have needed to create you in order to dream up Prince Igor'. Valentin Serov was equally impressed by Prince Igor and wrote to congratulate Roerich on the success of his Paris set designs. A number of variations for the Polevetsian Camp are known, but the present work is a rare example of his design for Act IV, Yaroslavna's Lament. Acquired in Russia over a century ago, it has remained in the same family collection ever since. It was the only work by Roerich to have been included in the 1928 Brussels exhibition. |