Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1219&size=3
Открытка: |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Мстислав Фармаковский
М. Нестеров и Н. Рерих
...Вот этюды Финляндии, но не мёртвые этюды усидчивого импрессиониста, а целый цикл странных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и её прошлого. Среди такой природы, которая живёт и чарует своей загадочностью даже с маленьких этюдов, невольно представляешь людей, совершенно чуждых нам. Один за другим они встают перед нами, обитатели северных дебрей и скалистых холмов, в пёстрых одеждах, с широкими каменными лицами; в их бледных глазах цвета озёрной воды чудятся отблески далёкого неба, в них светится знание тайн природы и безотчётный ужас перед этим знание. ...
Образование. 1908. Август. № 8. С. 39–44.
Дубль-вэ
Три выставки картин
…мы направились в новый «Салон». Любезный устроитель выставки-салона С. К. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия.
Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников.
Художник Н. К. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. ...
Рядом со сказочными мистическими сюжетами художник даёт целую серию превосходных этюдов с натуры, в которых он передал вековой мох на холодных каменных громадах Финляндии ...
Петербургский листок. 1909. 4/17 января. № 3. Воскресенье. С. 3.
Ив. Лазаревский
«Салон». III
Произведения Рериха — центр интереса теперешнего Салона. ...
Много выставил Рерих пейзажных работ. Воздуха и шири вообще много в работах Рериха, в пейзажной их части; тут особенно рельефно сказалось влияние такого мастера, каким является Куинджи, советами и указаниями коего Рерих немало пользовался. Характерно, что Рериха привлекает природа Финляндии; в его этюдах чувствуется, как верно понял и воспринял он типичную красоту севера. «В горах бесконечных, — где-то писал сам художник, — в озёрах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живёт прекрасная северная сказка», — и Рерих проникновенно слушает, что ворожит ему эта сказка, и творит под обаянием её. Из его пейзажных работ в Салоне особенно понравились «Седая Финляндия», «Пунка-Харью», «Туман» и «Walporzheim». ...
Слово. 1909. 15/28 января. № 679. Четверг. С. 6.
Ив. Лазаревский
Письма об искусстве
...Теперь же Рерих знакомит нас с финляндскими пейзажами. В них художник удивительно тонко передал так прочувствованную им типичную красоту северного пейзажа. Не хочется отходить от его этюдов Финляндии; как много настроения в них, какая красивость и как чувствуется в них душа художника, безгранично влюблённого в красоту Севера. ...
Киевская мысль. 1909. 1 февраля. № 32. Воскресенье. С. 3.
Ив. Лазаревский Из художественной хроники ... В пейзажной части работ Рериха всегда много воздуха и шири. Тут особенно ярко сказывается влияние такого мастера, как А. И. Куинджи, советами и указаниями которого Рерих немало пользовался. Характерно, что Рериха больше всего влечёт холодная и суровая природа Финляндии; в его этюдах чувствуется, как верно понял и воспринял художник типичную красоту Севера. В одной из своих заметок о Финляндии Рерих как-то писал: «В горах бесконечных, в озёрах неожиданных, в порогах каменистых живёт прекрасная северная сказка», — и Рерих внимательно слушает, что ворожит она ему. Много прекрасного выходит из-под его кисти под обаянием этой сказки. Особенно понравились из пейзажей Рериха «Седая Финляндия», «Пунка Харью», «Туман»… Вестник Европы. 1909. Март. № 3. С. 424–433. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В этюде «Пунка-Харью» (1907) на песчаных холмах и отмелях, вдающихся в озеро, раскинулся сосновый лес. Тонкими прикосновениями пастели мягко выявлена пушистая сосновая хвоя и более светлые березки на переднем плане. И что характерно для многих позднейших этюдов Рериха — они настолько законченны по композиции и проработке деталей, что могут быть названы картинами. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Еще в детстве Н. К. Рерих познакомился с карелофинским эпосом «Калевала», скандинавскими сагами. Интерес к северу, заложенный в детстве, увлечение историческими литературными произведениями, проводимые археологические раскопки привели художника в Финляндию, куда в 1907 году Н. К. Рерих вместе с семьей приехал на летний отдых. В этот период художник создал 8 этюдов финского цикла: «Вентила», «Нислот. Олафсборг», «Пунка-Харью», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола». В Петербургском Рериховском сборнике (вып. II-III, 1999) приводится переписка Н. К. Рериха с родными во время путешествия по Финляндии в 1907 году. Так, Н. К. Рерих в письме к брату Борису Константиновичу (июнь-июль 1907) писал: «Написал я 8 этюдов, есть довольно удачные» (15, с. 213). Два этюда этого цикла были изданы Общиной Св. Евгении: «Нислот. Олафсборг», «Пунка-Харью». Пейзаж этюда «Пунка-Харью» раскрывается художником с высоты птичьего полета, он как бы летит над пространством северного пейзажа и воспроизводит природу Севера на полотне. Этот полет позволяет запечатлеть и лесной массив, подходящий вплотную к заливу озера Сайма, и холмистую даль, и ритмический бег волн по поверхности озера. Интересно отметить, что воздушная стихия ветра объединяет пейзаж этюда в единое ритмическое и композиционное целое: в одном направлении движутся и волны озера, и кроны деревьев. Этюд поражает ярко выраженным живым динамизмом пейзажа и свежим дыханием Севера. В очерке «Финляндия» Н. К. Рерих вспоминал: «Финны были к нам очень дружественны. Знали и любили мое искусство. Моя дружба с Галленом Каллела тоже была известна» (28, с. 574). 15. Письмо Н. К. Рериха — Б. К. Рериху. Финляндия. Июнь — июль. 1907 // Петербургский Рериховский сборник. — Самара : Агни, 1999. — Вып. 2-3. — С. 213-215. 28.Рерих Николай. Финляндия // Рерих Нико¬лай. Листы дневника. - М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — Т. 3. — С. 574. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Все лето 1907г. Николай Константинович с женой и двумя маленькими детьми провели в путешествиях по Финляндии и южной Карелии. ...Яркие впечатления от поездки воплотились и в восьми этюдах: "Вентила", "Нислот. Олафсборг", "Пунка-Харью", "Иматра", "Седая Финляндия", "Сосны", "Камни", "Лавола".
Представленные в 1909г. на выставке "Салона" в Меншиковском дворце этюды Финляндии заставили говорить о Рерихе как о родоначальнике архаического или героического пейзажа. "Очень важны и нужны в наше переутомленное, напыщенное, лживое время его мечты о первобытной свежести, о богопочитании тайн природы",– писал о рериховских пейзажах Александр Бенуа. Сергей Эрнст[5] назвал финские этюды Рериха "молчаливыми". Но безмолвие, спокойствие рериховского Севера лишь кажущееся. Чувствуется, что внешне спокойная природа таит мощные, титанические силы. Характерные для северных пейзажей Рериха внушительность, монументальность и скрытая динамичность уже в полной мере проявляются в этюдах "Пунка-Харью"* и "Седая Финляндия"*.
"Вот этюды Финляндии; но не мертвые этюды усидчивого импрессионизма, а целый цикл страшных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и ее прошлого", – писал современник Рериха критик М. Формаковский. Сам художник писал о чудесах Севера так: "Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна... Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны". В этюде "Пунка-Харью" Рерих подчеркивает загадочность северной природы, ее таинственность. Он достигает этого впечатления благодаря тонкой передаче борьбы динамики и неподвижности. Сплошным массивом опоясывает хвойный лес залив озера Сайма. Лес замер, а волны на заливе предвещают бурю, тревожное ощущение рождает резко изрезанная береговая линия. Монолитная скала, изображенная на переднем плане, покрыта рыжим мхом. Небо почти отсутствует. Взгляд художника приземлен. Рерих хочет увидеть земную природу как бы изнутри. Это отношение чувствуется в его словах: "...в горах бесконечных, в озерах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живет прекрасная северная сказка". Для более позднего Рериха, наоборот, характерно стремление раскрыть пространство, стремление к небу, к космосу.
В этюде "Пунка-Харью" преобладает свойственная и другим северным работам художника голубая, зеленоватая, прозрачно-серебристая цветовая гамма. Еще одна характерная особенность этих этюдов – законченность композиции и тщательная проработка деталей. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Представленные в 1909 г. на выставке «Салона» в Меньшиковском дворце этюды Финляндии заставили говорить о Рерихе как о родоначальнике архаического или героического пейзажа. «Очень важны и нужны в наше переутомленное, напыщенное, лживое время его мечты о первобытной свежести, о богопочитании тайн природы», – писал о рериховских пейзажах Александр Бенуа. Сергей Эрнст назвал финские этюды Рериха «молчаливыми». Но безмолвие, спокойствие рериховского Севера лишь кажущееся. Чувствуется, что внешне спокойная природа таит мощные, титанические силы. Характерные для северных пейзажей Рериха внушительность, монументальность и скрытая динамичность уже в полной мере проявляются в этюдах «Пунка-Харью» и «Седая Финляндия». «Вот этюды Финляндии; но не мертвые этюды усидчивого импрессионизма, а целый цикл страшных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и ее прошлого», – писал современник Рериха критик М. Формаковский. Сам художник писал о чудесах Севера так: «Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна... Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны». В этюде «Пунка-Харью» Рерих подчеркивает загадочность северной природы, ее таинственность. Он достигает этого впечатления благодаря тонкой передаче борьбы динамики и неподвижности. Сплошным массивом опоясывает хвойный лес залив озера Сайма. Лес замер, а волны на заливе предвещают бурю, тревожное ощущение рождает резко изрезанная береговая линия. Монолитная скала, изображенная на переднем плане, покрыта рыжим мхом. Небо почти отсутствует. Взгляд художника приземлен. Рерих хочет увидеть земную природу как бы изнутри. Это отношение чувствуется в его словах: «...в горах бесконечных, в озерах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живет прекрасная северная сказка». Для более позднего Рериха, наоборот, характерно стремление раскрыть пространство, стремление к небу, к космосу. В этюде «Пунка-Харью» преобладает свойственная и другим северным работам художника голубая, зеленоватая, прозрачно-серебристая цветовая гамма. Еще одна характерная особенность этих этюдов – законченность композиции и тщательная проработка деталей. Озеро Сайма вызывало восхищение многих русских поэтов. В. Брюсов так писал о нем: Мох да вереск, да граниты Чуть шумит сосновый бор, С поворота вдруг открыты Дали синие озер. (Из цикла «На Сайме») В другом этюде – «Седая Финляндия» – Рерих добивается ощущения движения, используя прием двойной диагональной композиции. По одной диагонали – из правого верхнего угла этюда в левый нижний – озеро и камни, окрашенные в холодные серые тона, по другой диагонали – холмы и леса, излучающие теплый зеленый цвет. Небо в этюде отсутствует, его свет вобрали в себя скалы и вода. На фоне леса тщательно прописан огромный валун, который возвышается как монумент, как символ «седой», архаичной северной древности. Рисунок мхов на валуне придает ему неповторимое своеобразие и одухотворенность. Если человек в живописи раннего Рериха лишен индивидуальности, обобщен, то каждый камень неповторим и своеобразен, наделен необычной формой и извилистым рисунком вкраплений. Сойни Е.Г. "Николай Рерих и Север. Сказка Севера глубока и пленительна."
Ист.:Рериховская Карелия - РЕРИХ.ORG |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
• В этюде “Пунка-Харью” Рерих старался показать не столько красоту, сколько загадочность северной природы, её тайны. Динамика и неподвижность в этюде как бы находятся в борьбе. Сплошным массивом изображён хвойный лес, опоясывающий залив озера Сайма. Лес, казалось бы, замер, но волны в заливе предвещают бурю. И береговая линия так изрезана, что напоминает лапы огромного морского чудовища, которое вот-вот проснётся и начнёт играть с волнами. “В горах бесконечных, в озёрах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живёт прекрасная северная сказка”, — писал Н. Рерих в 1907 году о своих поездках по Финляндии [2, с.99]. • Рерих редко писал только натуральные этюды как таковые. В его пейзажных образах всегда присутствует активная преобразующая творческая воля мастера. Изображая, например, “Пункахарью”, Рерих выбирает высокую точку зрения на пейзаж, когда очертания лесных массивов, извилистой, причудливой линии берегов, изрезанных заливами, выступают особенно декоративно и одновременно сказочно необычно. Пейзажи Рериха часто пустынны, в них нет признаков быта, повседневности... Рерих постоянно остаётся романтиком, его влечёт к себе мудрость природы... [20, с.63].
2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с. 20. М.Т.Кузьмина. Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М., “Изобразительное искусство”, 1974г. |