Ист:https://vk.com/im?sel=274393987&w=wall-69707889_26148%2F60c2f22453f8f792b7
В своей книге «Шамбала» Рерих-старший писал: «И накрытые снегом скалы Карелии вставали перед нами как первые вестники будущих гималайских высот». Эти слова являются ключом к пониманию ряда работ Н.К. Рериха, представленных на выставке. Вот картина «Неведомый старик (Отшельник)», написана она в Гималаях в 1941 г. Однако первый вариант картины относится к 1910 г., он называется «У Дивьего камня неведомый старик поселился».
В картине сразу угадывается природа русского Севера. Эти валунные глыбы, эта чистота просторов! Вероятно, первоначальные импульсы для создания этого пейзажа Рерих получил во время своей поездки на водопады Кивач и Гирвас.
Почему в 1941 году, через 31 год, Н.К. Рерих вернулся к этой теме, к своим карельским впечатлениям? Заметим, что в эти годы он дал новые варианты многих прославленных картин сортавальского периода. Такое обращение к старым темам вполне понятно. Вторая мировая война отозвалась в сердце Рериха-патриота тревогой за судьбы любимой родины. Вновь обращаясь к сюжетам картин сортавальского периода, Рерих как бы заново переживал всю красоту незабвенной родной земли. Интересная деталь: во втором варианте «Неведомого старика» мы замечаем совмещение деталей северной и индийской природы. Северные скалы здесь укрупнены — им задан другой масштаб. Понятно, что это влияние Гималаев!
Ю.В. Линник.
Публикуется по: журнал «Север» (Петрозаводск). 1983. (Фрагмент)