Два мира – плотный и Тонкий, форма и дух, всё больше волновали воображение Рериха и всё убеждённее искал он тайную связь между ними. В его живописи много прозрачной небесной голубизны, огненных всполохов и других природных явлений, среди которых значительное место занимают камни, разбросанные по всей земле. Они полюбились Николаю, когда он ещё девятилетним мальчиком увлёкся археологией. С тех пор камни будут кочевать из одной его картины в другую, пока не превратятся в скалы, затем горные вершины, символизирующие Мир Горний.
Объяснение интереса Рериха к минеральному царству можно найти в стихотворении «Священные знаки», написанном им в 1915 году и позже вошедшем в его сборник сокровенной поэзии «Цветы Мории»: Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят...
Неведомые нам слова. Все они полны смысла… В том же году появился эскиз «Дом духа»: мощная каменная глыба, возникшая на границе земли и воды, занимающая почти всё поле листа, на фоне вечного пространственного, небесного движения. Этот эскиз, написанный темперой на картоне, по сути, является картиной-символом, таящей в себе глубокое оккультное знание, тайну вечной Жизни. Через 5 лет в Англии художник вновь вернулся к этому образу, выполнив меньший по размеру эскиз в фиолетовых тонах, стараясь передать всю мощь напряжения сил огненных при создании вещественного мира. В глаза бросается разница в исполнении двух вариантов. В первом акцент сделан на плотную структуру образа – массивная, тяжёлая, каменная глыба. Во втором эскизе, более обобщённом, художник обращает внимание зрителя на внутреннюю сущность неподвижной скалы, на Огонь, благодаря которому в ней течёт жизнь. Именно Огонь является основой минерального царства, которое в свою очередь «есть сам свет, кристаллизованный и имметаллизированный». Рериху удивительным образом удалось передать этот свет, словно просвечивающий сквозь физическую оболочку. И это уже Мир Тонкий, призрачный, хотя для знающих – более реальный. Именно от него зависит красота проявленного мира. Именно дух, внутреннее огненное напряжение несёт миру свет, энергию, магнетизм.
Два рериховских варианта «Дома духа» как бы дополняют друг друга, являя «непреходящий образ бытия», образ проявленной Вселенной, исполненной двойственности – дух и материя. Это сама суть проявленного существования, являющаяся двумя аспектами Единства, в котором они синтезированы. Для сокрытия сокровенных, эзотерических знаний в качестве символа Рерих всегда использовал земные, природные образы: облака, горы, реки… Ибо Космический Закон един для всех (Космоса, природы, человека): как вверху, так и внизу.