Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1277&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
В отличие от тех русских писателей и художников, которые подолгу жили или отдыхали в Карелии и Финляндии, но не имели с местным населением никаких отношений (скажем, В. Соловьев и Л. Андреев), Рерих сразу же нашел общий язык с сортавальцами, подружился с ними.
Имение, где летом 1917 г. жил Николай Константинович с женой Еленой Ивановной (урожденной Шапошниковой, правнучкой М. И. Кутузова) и двумя сыновьями Юрием и Святославом (одному было тогда пятнадцать, другому – тринадцать лет), принадлежало педагогу и фольклористу, ректору сортавальской семинарии К. А. О. Реландеру. В семье его сына медика Тауно Реландера хранится пейзаж "Юхинлахти"* (1917), передающий восторженное впечатление художника от новой встречи с карельской природой.
Для Рериха, изображавшего в своих северных картинах бурю и штиль, безмолвие леса и игру облаков, природу в движении и неподвижности, сочетавшего динамику и статику, пейзаж "Юхинлахти" выглядит на редкость спокойным. В единой гармонии слились камни и сосны, озеро и небо. Многообразные оттенки зеленого цвета передают и нежность листвы молодых деревьев, изображенных в центре картины, и тишину старого соснового леса, запечатленного художником на заднем плане. Освещенная солнцем карельская земля, ее задумчивая июльская красота вызывает в зрителе чувство спокойствия и радости. "В хвойном бору рождается звон. Хранят звон камни и скалы. В озера звон погружается", – писал Рерих в черновиках к статье "Единство", над которой он работал в Юхинлахти. Художнику нравилось и само слово "Юхинлахти" (соединяющий залив. – Е. С). Оно было созвучно идее о мировом единстве, с особой силой владевшей Рерихом в годы первой мировой войны.
"Помни, что я живу на Yhinlahti, а в переводе – на Заливе Единения, – писал художник Александру Бенуа 17 июля 1917 г. – Само местожительство напоминает о том, чтобы спасти культуру, спасти сердце народа. Неужели опять вернуться к культурному безразличию? Неужели можно думать о свободной жизни без знания, без радости искусства?" |
||||||||||
|
||||||||||
• Сын Оскара Реландера врач Тауно Реландер в своих воспоминаниях писал о Рерихе: “Академик Рерих перед отъездом подарил моим родителям один очень красивый пейзаж, написанный на веранде в Юхинлахти”. Для Рериха, изображавшего в своих северных картинах бурю и штиль, безмолвие леса и игру облаков, природу в движении и неподвижности, сочетавшего динамику и статику, пейзаж “Юхинлахти” (1917), выглядит на редкость спокойным. В единой гармонии слились стихии Севера: камни и сосны, озеро и небо. Многообразные оттенки зелёного цвета передают и нежность картины, и тишину старого соснового леса, написанного художником на заднем плане. Рерих показывает освещённую солнцем карельскую землю, её задумчивую июльскую красоту, и картина вызывает в зрителе чувство спокойствия и радости [2, с.106]. •... Художнику нравилось само слово “Юхинлахти” (соединяющий залив — фин.). “Помни, что я живу... на Заливе Единения”, — так писал Н. Рерих А. Бенуа 17 июля 1917 года — само место жительства напоминает о том, чтобы спасти культуру, спасти сердце народа. Неужели опять вернуться к культурному безразличию? Неужели можно думать о свободной жизни без знания, без радости искусства? Спуститься ли искусству до толпы или же властно поднять толпу до найденных пределов искусства? Скоро ли искусство будет нужно толпам? Я верю человечеству, но всегда боюсь толпы, столько над толпой противоречивых, злых эманаций. Так много вредного, нечеловеческого. Творим картины, но может быть, надо сидеть в комиссиях? Кто знает?.. Надо сложиться всеми силами за культуру и искусство. Какое бы отношение мы ни встретили, мы должны друг другу сказать, что поклянёмся защищать наше дело, ради которого мы вообще существуем”. Созвучна этому письму и статья Рериха “Единство”. В стремительное предреволюционное время художник мечтал о единстве народов, единстве искусства, считал, что настоящим проводником между народами будет язык знания и искусства. Слово “Юхинлахти” подсказало Рериху и заголовок статьи. Но вряд ли художник предполагал, что “Залив единения” вскоре разъединит его с Россией... [2, с.106].
2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с. |