В 1906 году под впечатлением выставки традиционной японской графики из собрания С.Н. Китаева, проходившей в Большом зале Общества Поощрения художеств в Петербурге, художник пишет очерк-эссе "На японской выставке" (позднее опубликован под названием "Японцы"). Он говорит об "особом языке" и "несказанном чувствовании" мастеров Страны восходящего Солнца, называя их графику "иероглифами жизни", выявляющими "вечное чудо бытия", "правду великого в малом".... Несмотря на глубокое воздействие "старых японцев" на сознание Рериха, непосредственное влияние их искусства в его собственном творчестве с достаточной очевидностью проявилось, пожалуй, лишь в одном из эскизов для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" 1919 года. Создавая декорацию к сцене с бочкой, несомой по морским волнам, он совмещает в ней мотивы сразу двух ксилографий любимого им Хокусая из знаменитой серии "Сто видов Фудзи".