|
|
|
«Армагеддон есть великая решающая Битва между Силами Света и Тьмы, предуказанная всеми древнейшими писаниями. Название, так же как и описание её, можно встретить в Апокалипсисе. 1936 год указан как чрезвычайно знаменательный год. Интересно отметить, что эти вычисления найдены и в пирамиде Хеопса. Так мы находимся сейчас в полном развитии этой битвы, которая будет только усиливаться. Причем битва эта еще сильнее на плане Тонкого мира, но отражения её на земном плане должны очень усилиться. Напряжение в пространстве небывалое, и нагнетенные огненные энергии бушуют в надземных и подземных недрах, грозя прорывом. Истинно, планета в конвульсиях. Очень грозное время, именно, мы стоим перед неслыханной мировой катастрофой. Как сказано: Враждебные силы расы не подчиняются року. Уходящая раса губит избранных преемников и Мы должны уберечь их. Рок может быть облегчен, и битва может быть закончена быстрее! - Пока что никаких признаков на это облегчение не видно. Но ковчег шестой расы уже строится, будем надеяться, что размеры его будут обширнее ковчега Ноя.»
(Е.И.Рерих. Письма, т.1, 10.10.34) |
|
У Рериха есть картина «Армагеддон» (Всемирная битва). На зловещем фоне города, объятого огненным заревом и дымом пожара, движется вереницей толпа, охваченная паникой: кто спешит, кто поднял руки в молитве, в поисках спасения, кто схватился за голову, а кто-то идет, смело глядя в лицо ужасу, за которым он предчувствует звон колоколов Победы Света. |
|
Библейское название поля битвы символизирует охватившее мир безумие. В оранжево-красном зареве гибнут города, внизу, у края картины, двигаются вереницей, как тени, согбенные люди...[40, с.85].
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
|
...Рерих не случайно в самом начале 30-х годов XX столетия обратился к нравоучительному сюжету о гибели платоновского континента. «Плоды» механической цивилизации, разрушение природы, культ золотого тельца, духовное одичание, становление фашизма, разгул воинствующего атеизма – всё это тёмное и низменное, расцветая махровым цветом, привело к такому обострению ситуации на планете, что давало достаточно оснований приравнять наше время к последним дням Атлантиды. Казалось, всё говорило о приближении Армагеддона – предуказанной древнейшими пророчествами и писаниями всех народов конечной битвы между силами Света и Тьмы, о наступлении «Великого Дня Суда Божьего». И Рерих в некоторых своих произведениях языком живописи воплощает известные апокалиптические видения Иоанна Богослова. Это картины «Ангел последний» (1912) и «Последний ангел» (1942) и «Армагеддон», созданные в 1936, 1940 и 1941 годах.
Как говорится в Апокалипсисе, Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10–1).
...Картины «Армагеддон» представляют те же грозные события. Но взгляд на них уже не с неба, а с земли. Собственно, самой предуказанной битвы на полотне не видно; художник переносит её в план духовный. На планете всё пришло в смятение. Сдвинулись народы, спасаясь в панике от бушующего огня. В первой работе 1936 года изображена вереница даже не людей, а чёрных теней. Жёлтый с красным дым до небес застлал им путь. И только стоят ещё на вершинах твердыни духа – храмы и соборы.
...Все апокалиптические произведения Рериха – это образы бушующего, разгоревшегося Армагеддона и явлений Ангела последнего. А что же должно установиться в конце концов? Художник даёт возможность каждому самостоятельно извлечь для себя соответствующий урок. «Кажется, уже вылиты чаши Апокалиптических Ангелов. Если и горчайшее этих чаш не пробудит сердце человеческое, то ведь и пламень великий куда обратится? Не к опалению ли? Сможет ли непробудившееся сердце трансмутировать этот жгучий пламень очищающий?» 227.
227.Рерих Н.К. Твердыня пламенная. С. 15.
|
|
Армагеддон.
Армагеддон - это борьба Света с тьмой, названная в память события, имевшего место в истории еврейского народа. Смысл картины в том, что настало завещанное всеми религиями Огненное время. В центре виден горящий город, а перед зрителем идут, опустивши головы, погрязшие в собственном невежестве и тьме, люди. Толпа в своём следовании - один за другим - молящие, просящие в предчувствии и знании беды, бредут, опустив головы. Но есть среди них единицы, смотрящие вверх, как бы оторвавшие своё сознание от привязанности к Земле, от материальных благ. Эти люди пошли путём духа, они спасутся в новых Космических условиях.
"Армагеддон есть великая решающая Битва между Силами Света и Тьмы, предуказанная всеми древнейшими писаниями. Название, так же как и описание её, можно встретить в Апокалипсисе. 1936 год указан как чрезвычайно знаменательный год. Интересно отметить, что эти вычисления найдены и в пирамиде Хеопса. Так мы находимся сейчас в полном развитии этой битвы, которая будет только усиливаться. Причем битва эта еще сильнее на плане Тонкого мира, но отражения её на земном плане должны очень усилиться. Напряжение в пространстве небывалое, и нагнетенные огненные энергии бушуют в надземных и подземных недрах, грозя прорывом. Истинно, планета в конвульсиях. Очень грозное время, именно, мы стоим перед неслыханной мировой катастрофой. Как сказано: -Враждебные силы расы не подчиняются року. Уходящая раса губит избранных преемников и Мы должны уберечь их. Рок может быть облегчен, и битва может быть закончена быстрее! - Пока что никаких признаков на это облегчение не видно. Но ковчег шестой расы уже строится, будем надеяться, что размеры его будут обширнее ковчега Ноя". (Е.И.Рерих. Письма,т.1, 10.10.34)
"Армагеддон уже начался - конец 31 года открыл Великую Битву, о чем не скрывал от вас. Потому не может быть сейчас окончания сражения до победного решения. Конечно, все ощущения битвы отражаются на сердце, когда пылающая Пентограмма должна быть воздвигнута, как щит. Не нужно удивляться, как нагромождаются события, ибо битва земная следует за небесной. Много сказано о Воинстве Небесном, об Архистратиге Михаиле, о явлении Водителя утвержденного и о всех смятениях. Потому говорю - осторожность!" (Сердце,176)
"Посмотрите на многие события. Нельзя помыслить, что они случайны, но они, очевидно, каким-то законом распространяются по миру. Точно незримые руки касаются многих струн. При этом можно заметить, что как бы затихшие струны звучат еще мощнее. Но правы те, кто понимают Армагеддон, как поле знаков высшей энергии. Не может быть это поле случайным, но оно как Магнит встречных энергий. В противовес этому полю суждено поле Светлого Града. Как поле Армагеддона возвещено шумом оружия, так поле Светлого Града возвещается звоном колоколов. Можно по противоположению судить о размерах сужденного. Так можно слушать шум битвы во имя зова колоколов". (Сердце, 253)
Урикова Н.В. |
|
Накануне гражданской войны в Испании Н. Рерих создает символическое полотно «Армагеддон» (1935-1936). Потоки адского феерического пламени поглотили землю, неприкосновенна лишь Обитель – твердыня духа расположенная на вершине горы. Внизу – женщины, старики и дети, устремившиеся прочь от всепожирающего огня. Темные силуэты людей на фоне зловещих облаков невольно рождают воспоминания о человеческих тенях оставшихся после атомного взрыва на мостовых японских городов Хиросимы и Нагасаки.
Сочетание различных художественных приемов – объемно пространственного в изображении пейзажа с условно-декоративным в пере даче людей с доминирующей ролью огненно-желтого, «полыхающего» коло рита – создает ощущение масштабности и трагизма происходящего. Патетическая картина Рериха звучит пророчеством и предостережением человечеству. Высшие силы, исчерпав доверие к людям, не оставляют им времени на раздумья и осмысление в преддверии грядущей катастрофы. «Итак, Занавес взвился над Великой Драмой в Европе. В Испании разыгрывается пролог ее...» , – свидетельствует Елена Ивановна Рерих. Тема Армагеддона, пони маемая широко, не только в традиционном, эсхатологическом, но более нравственном аспекте, всё активнее звучит как в художественном творчестве мастера («Гибель Атлантиды», «Зарево», «Тревога», «Спеши», «Вестник о Гималаев» и др.), так и в его письмах, статьях, очерках, призывах и обращениях.
«Об Армагеддоне достаточно слышали, и потому нечего поражаться Происходит сложенное человечеством. Гроза, и ливень, и вихрь!» , – суров констатирует художник. Истоки и причины мировой катастрофы Н.К. Рерих видит в духовной деградации современников, равнодушии «тепленьких», «пассивных вандалов», при попустительстве которых творится вселенское зло, совершаются непоправимые разрушения. «Что же получится? Одни криводушничают, другие промолчат. Третьи изобретут компромисс! Точно бы зло и добро могут в компромиссе ужиться» , – негодует художник.
|