Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1481&size=3
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
(О Матери Агни Йоги). День памятный отметим особо. Конечно, о Матери Огненной Йоги придется много сказать и многое осветить с совершенно иной, необычной, точки зрения. Думают, что Адепт Сокровенного Знания наделен сверхъестественным могуществом, что путь его устлан розами и творит он дела на Земле с помощью магического жезла. Но оставлена магия. А подвиг творится по формуле «Рукой и ногой человеческой»; и не розами, но терниями устлан путь жизни, и не песнопения и славословия, но тяжкий крестный путь был уделом Ее на Земле. Люди в невежестве думают, что открытые центры дают величайшие возможности и радость. Но думающие так забывают, что зажженные чакры, открытые воздействию тончайших энергий, также открыты для ядовитых эманаций тверди земной, что все несовершенства окружающего мира явно и тяжко заставляют вибрировать центры, ибо ощущаемы яро. Ноша мира сего велика и, поистине, надо быть гигантом духа, чтобы не сломиться под тягостью этой непомерной ноши. И не только не склониться, но и сохранить радость, и устремление, и бодрость, и неувядаемую свежесть духа. И многие к Ней приходили, и все приходящие получали огненные дары духа, зажигавшие тотчас же в сердцах их радость, надежду и устремление. Трудно передать словами эти огненные ощущения подъема и взлета духа, которые всегда сопровождали моменты общения с Матерью Огненной Йоги, выражалось ли оно письмом или посылкой огненной мысли далекой. Но общение с Нею всегда радость несло. Была Она духом непоколебимой, преданной яро Владыке, и эти же чувства явно сообщала Она к Ней приходящим за Светом. Открытые центры, принося способность погашения окружающего несовершенства и тьму поражая, Носительнице их давали мало счастья земного. Ибо быть под натиском тьмы тяжко, невыносимо тяжко утонченному сердцу. Жизнь Этого Великого Духа была постоянным распятием духа Ее на кресте материи. Предоставить себя на испытание пространственному огню, будучи в теле земном, в обычных условиях жизни есть подвиг величия несказуемого, всю тяжесть боли и страдания которого люди даже и представить себе не в состоянии. Как бы постоянная открытая рана сердца, подвергающаяся грубым касаниям жестоких и грубых условий Земли, как бы постоянное соприкосновение тканей открытых с ядовитыми и отравляющими эманациями земных сфер. И Адепт, и человек обычный подвергаются одним и тем же атмосферным условиям. Удары одинаковой силы наносятся и грубому животному, человеку и утонченнейшему организму Тары. Каковы же страдания эти, если открытые центры остро и ясно воспринимают в себя все уявления жизни? Думают, что Щит Владыки охраняет от тлетворного дыхания жизни и от яда пространства, забывая, что огненное сердце вбирает в себя и испивает до дна чашу яда земного. Ноша мира сего велика, и Великие духи несут ее явно. Земная жизнь Матери Агни Йоги была долгой цепью почти не прерываемых и тяжких физических страданий и болей, ибо ассимиляция посылаемых Владыкой Лучей требовала приспособления всего организма. Приспособления длительного, острого и болезненного. В тисках недорослей последышей уходящей расы дух ее тяжко страдал. Но стойко, победно и твердо шла Она через жизнь, не жалуясь, не сетуя, не обременяя никого, но всем неся радость и бодрость и яро поддерживая каждую искорку света в сердцах к Ней обращающихся людей. Работала много и яро, не покладая рук, насколько позволяли силы. Каждое слово Учения было воспринято Ею от Давшего его, каждое было записано Ее рукою, и благодаря Ей, только Ей человечество получило Великое Учение Жизни. Можно ли удивляться, что в Ней мир имеет высшее проявление духовности и достижений, возможных на Земле в условиях жизни обычных. Не было еще до Нее на Земле явления более высокого, ведь она была духом, завершающим свою эволюцию на этой планете. Ведь над Ней, выше Ее по ступеням Иерархической лестницы, Стоял лишь Сам Владыка. Эту теснейшую Близость к Учителю Света надо понять. Много их, самозваных и не весть кем утвержденных духовных авторитетов, но высот, достигнутых Матерью Агни Йоги, до сих пор на Земле еще никто из людей не достигал. И если в прошедших веках были великие духи выше Ее по ступеням восхождения, то ведь это были Владыки, все те же, все Семь же, Пришедших с Далекой Планеты, но в обликах разных и в разных одеждах. Она же всегда была близкой и около Них, Свет миру Несущих. Почтим же своим углубленным пониманием Память Великой Души, Память Матери Огненной Йоги, Свет Нового Учения Жизни, единого в веках и старого как мир, нам, людям, на Землю принесшей. Невозможно полностью осветить Ее жизнь и всю глубину сокровенной работы космической в оболочках других, в Ней расчлененных и потому давших Ей доступ свободный в миры: астральный, тонкий и огненный. Но и об этом оставлены Ею Записи огненные, которые бережно будут сохранены до срока, когда им придет время стать достоянием ищущих Света. |
||||||||||
|
||||||||||
Началась Новая Эпоха – Эпоха Матери Мира, Эпоха Сердца. Одним из признаков её является утверждение Женского Начала. Утверждение это проявляется не только в участии женщины в разнообразной деятельности, но и в соответствующем отношении к ней Начала Мужского.
В Учении Живой Этики говорится: «Конечно, если бы человечество не нарушило явление Начал, основы Бытия удержали бы ту основу, которая являет красоту жизни. Космическое Право даёт понимание, что однобокое правление планеты низвергает её в бездну. Космическое Право даёт человечеству то Начало, которое может пробить тьму. Космическое Право явит планете единство Принципа, которое руководит всей Вселенной. Космическое Право явит Женское Начало, как явленную мощь. Космическое Право явит величие того Женского Начала, которое являет самоотверженность и перед которым, истинно, преклоняются великие Архаты. Истинно, Мы чтим великое Женское Начало. Истинно, Мы чтим Начало дающее, которое даёт жизнь Красоты и Сердца». (Мир Огненный III, 194). (Выделено мной. – Н.Ж.) Высокому предназначению женщины посвящена картине Николая Рериха «Ведущая». О ней проникновенно сказала Наталия Дмитриевна Спирина: «Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги». Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины».
Наталия Спирина По картине Н.К.Рериха «Ведущая». Та, которая ведёт, Знает: Небо нас зовёт. Путь один — вперёд и вверх. Назначает человек Сам себе свою судьбу;
И вступает он в борьбу С ветхой личностью в себе, Побеждая в той борьбе Иллюзорный мир земной, Мир никчёмный и пустой!
«Древнейшие Учения всегда высоко ставили женское начало, - утверждала Елена Ивановна Рерих - и даже Женские Божества рассматривались ими как наиболее сокровенные. (…) Также в Учении Будды не делается разницы между началами, и женщина, так же как и мужчина, может достичь состояния Архатства. (…) Так и самые последние из известных подвижников в Индии, как Рамакришна и Вивекананда, были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира. Именно, невежественное и корыстное извращение космического закона поставило женщину в зависимое положение. Конечно, нельзя винить в создавшемся положении исключительно лишь мужское начало, виновата и сама женщина. Постоянная охраняемость и опекаемость приветствовались многими женщинами, и именно это ослабило её силы и притупило способности. Потому сейчас необходимо обратное явление, женщина должна принять борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них закалить свои силы и выявить свою истинную сущность. Конечно, тяжка будет борьба за свои утерянные права, но с утончением мышления и с признанием высшей психической энергии многое облегчится. Ведь ни один высший опыт с тончайшими энергиями не может быть совершён без присутствия женского начала. Знаменитый философский камень не может быть найден и создан без участия женщины. Так сам Космос, сама Природа, в высших функциях утверждает равное значение начал. И можно сказать – «Права утверждающие, не значит права имеющие». (…) Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас, с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом, приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своём желании добиться поклонения сильного пола. Сочетания светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь подвига великого служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье». (Письма Елены Рерих. Том 2. 17.05.1937). «Человечество должно осознать великий Космический закон, закон величия и равноценности двух Начал, как основу Бытия. Преобладание одного Начала над другим породило неуравновешенность и разрушение, наблюдаемые сейчас во всей жизни. Но пусть женщина, осознавшая этот закон, стремясь к своему законному праву или к уравновесию Начал, сохранит всю красоту женского облика, пусть не утеряет мягкости сердца, тонкости чувств, самопожертвования и мужества терпения». (Письма Елены Рерих. Том 1. 7.10.1930). «Потому так необходимо утверждать в духе Начало Женское. Ибо Знамя великого Равновесия Мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, от неё отнятое и которое она отдала добровольно. Сколько мощных рекордов наполняют пространство достижениями Женского Начала! Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через Мужское Начало. Потому женщина огненно возвышает мужчину. Потому и вырождение, ибо без истинного рыцарства дух не может подняться». (Мир Огненный III, 241).
Сейчас, в начале XXI века, женщины утвердились уже во всех сферах жизни: в экономике и политике, науке и производстве, образовании и медицине, культуре и творчестве... Но принимает ли Мужское Начало новую роль женщины так, как должно? Часто ли мы встречаем в нашей жизни примеры истинного рыцарства, без которого, как сказано в Учении, не может подняться дух и грозит вырождение? К сожалению, пока настоящие рыцари встречаются довольно редко. Но ответственность за это также лежит на женщинах. Ведь сыновей воспитывают матери.
Источник: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5728 |
||||||||||
|
||||||||||
Ист.: https://vk.com/im?peers=-76137996&sel=274393987&w=wall-163811202_9225%2Feca8ddb32e88c9ee47
«В картине "Ведущая", посвященной жене художника, на плане личной жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих мы видим редчайшую гармонию взаимоотношений этой поистине уникальной супружеской пары, пронесенную ими по всему богатому и сложному жизненному пути, и роль Елены Ивановны, которая вела мужа на протяжении всего этого пути по горным вершинам духа. На уровне рассмотрения супружеской жизни вообще перед нами предстает образ идеальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Также эта картина должна рассматриваться как образ возрождения женщины, пробуждения к осознанию своей ведущей роли в жизни человечества в целом. Ведь именно женщина на протяжении всей истории человечества вдохновляла мужчину на великие дела. По мысли Рериха, это явление должно стать знамением нашего времени, а для этого необходимо духовное возвышение женщины и осознание ею своего предназначения матери, воспитательницы, хранительницы чистоты очага и водительницы на крутых путях восхождения. Эта картина и образ, и призыв, и "пророчество". Она неисчерпаема, как философское обобщение, как универсальный символ, как притча, которую можно прилагать к самым разным ситуациям, на самых разных уровнях, получая целый спектр толкований, связанных воедино основной идеей». Н.Д. Попов
«И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях». – пишет художник. «И как апофеоз духовного стремления, мне хотелось в картине «Ведущая» дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам». Н.К. Рерих. Держава Света |