...Уже на чужбине, в Америке, художник создаёт картины «Псков», «Новгород», «Соловецкий монастырь» (1922), а через двадцать пять лет после разлуки с Родиной пишет по памяти «Северную Русь» (1942), многочисленные этюды на русские темы.
Через всю свою жизнь пронёс Н. К. Рерих безграничную любовь к шедеврам русских безвестных строителей, оставаясь верным своему убеждению: «Пусть памятники не пугают нас, но живут и вносят в жизнь лучшие стороны прошлых эпох… Неужели не ясно, что памятники древности, в которых собралось всё наследие былой красоты, должны быть ещё более близкими и ценными в нашем представлении.
Не в сумраке темниц должны памятники доживать свой век: они должны светить всей праздничной жизни народа».