Страж пустыни (1941 г.)
На картине изображен могильный курган, "казер", с мечом, и островерхие камни, символизирующие убитых древним богатырем врагов. Такими памятниками старины обильна и славна Южная Сибирь.
Н.К.Рерих пристально всматривался в азиатские ценности, находил неожиданные аналогии, делал неожиданные сопоставления и выводы. Особенные раздумья художника вызывали неразгаданность таинственного предназначения чаши, что часто покоилась в левой руке древних скульптур. В каменной чаши изваяний Рерих усматривал "знак очень древнего, ритуально установленного культа". За "пламенеющей чашей" каменных баб ему мыслилось столь значительное, что он считал легкомыслием предлагать с ходу, без кропотливой работы, расшифровку ее сокрытой семантики. Этими раздумьями пронизан внутренний смысл и эмоциональный настрой картины "Страж пустыни".
Н.К.Рерих глубоко прочувствовал и испытал на себе огромное воздействие сложившейся среди мира кочевников Азии художественной концепции "человек-пространство" Имеется в виду традиционный скульптурный образ с пространственным планом, который встречается и в Монголии, и на Алтае. Антропоморфное каменное изваяние устанавливается с большим пониманием внутренней взаимосвязи между каменотесной скульптурой и выразительными особенностями ландшафта. Темный силуэт вертикально поставленного камня среди ровного участка степи в панораме гор сразу привлекает к себе внимание, наводит на размышления о беспредельной Вселенной и вечности духовной сущности человека, запечатленной в камне.
Эту художественную концепцию "человек-пространство" в своем чистом виде художник и воплотил в картине "Страж пустыни".
Небо как художника палитра, и холмы, холмы, холмы...
Вслушайся в Космические ритмы, отдохни от жизни кутерьмы.
Здесь не место хилым духом, слабым;
Сильные пройдут и без дорог.
Молчалива каменная баба, камни молча высятся у ног.
Времени как будто не подвластна, памятником вечным простоит.
Каменная баба не бесстрастна, помнит всё и всё в себе хранит.
Солнце будет литься лучезвонно, звезды ободряюще мерцать...
Сможем ли и мы - вот так, без стона,
Помнить, знать, любить и созерцать?
О.Ауновская
Урикова Н.В.