Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1527&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В 1896 году группа студентов Университета решила издать сборник литературных произведений в пользу Общества вспомоществования студентам, чтобы «принести посильную помощь нуждающимся товарищам»1. Составители сборника обратились к Д.В. Григоровичу, А.Н. Майкову и Я.П. Полонскому, прося взять на себя труд по редактированию студенческих статей, на что получили их согласие. Д.В. Григорович в одной из вступительных статей писал: «Книга внушена благородным порывом нескольких молодых людей, студентов, пожелавших придти на помощь товарищам, стеснённым в средствах. (...) В числе помещённых статей встречаются произведения, вполне заслуживающие внимания; их радостно встретят лица, интересующиеся русской литературой, — радостно потому, что тут местами, — и неожиданно для самих авторов, — проявляются признаки литературного дарования»2.
Николай Рерих оформил обложку и оглавление для этого сборника, сделал более двадцати виньеток и заставок к литературным произведениям, там же были помещены его рисунки «В греках», «Царевич» и «Воевода». Через годы сам художник так вспоминал о своём участии: «…для обмена мыслями создавалось несколько кружков. Был студенческий кружок, сошедшийся вокруг студенческого сборника. Но состав его был слишком пёстр, и никакого зерна не составилось»3.
1. От студентов-составителей // Литературный сборник произведений студентов Императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1896. С. XXIII – XXIV. 2. Григорович Д.В. Великие учители // Литературный сборник произведений студентов Императорского С-Петербургского университета. СПб., 1896. С. III – IV. 3. Рерих Н.К. Мысль // Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1978. С. 38 – 39. Источник: http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
С юных лет Рерих выказывал любовь к фольклорным героям, столь часто становившимся впоследствии персонажами его картин. Николай писал из Извары своему приятелю по Академии художеств, A.M. Антокольскому (племяннику знаменитого скульптора М.М. Антокольского): «Какая глубина в этой народной старине! Например: Иван-Царевич — ведь это весенний луч, пробивающийся сквозь царство смерти, зимы, чтобы освободит красавицу Лето. Не узкая, а общая, всесветная идея»[1]
Рерих Н.К. Из письма от 24 июня 1895 г
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Уже первые работы Рериха во время его учебы в Академии были посвящены любимой им теме — истории Древней Руси Он пришел в Академию с четко определившимися интересами и предпочтениями: его привлекала прежде всего историческая живопись. И уже с ранних пор Николай Рерих сознавал, что его подход к исторической живописи существенно отличается от подхода, воплощенного в работах его знаменитых предшественников — В. Сурикова, В. Васнецова, В. Верещагина, А. Рябушкина... Конечно, самые первые работы Рериха несли на себе неизбежное влияние стиля выдающихся живописцев той эпохи. Но ему предстояло создать и воплотить в красках свой собственный подход к исторической живописи, и он сделал это блестяще убедительно — как художник и как ученый, историк и археолог. Позднее С. Эрнст напишет об исторической живописи Рериха: «Его подход к старине весьма отличен от всех прежних приближений к ней. На полотнах Рериха не видно ни всем известных, увенчанных историей и легендой героев, ни обычной подстроенности сюжета, ни театральности композиции, ни ее неоправданной нарядности, словом, не видно всего того, на что так были падки многие русские исторические живописцы. Художнику открылось не прикрашенное и не ложное. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Для нас тогда, для меня в частности, картины Николая Рериха, которые приходилось видеть впервые, были такими волшебными, совершенно не похожими на всё, что окружало. Я бы не сказал «мистическими», именно, какими-то таинственно-волшебными. В самых первых работах, которые он писал ещё в студенческие годы: «Иван Царевич наезжает на убогую избушку» (1894—1896), «В Греках» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1895—1896), «Утро богатырства Киевского» (1896), «Воевода» (1896), «Гонец. Восстал род на род» (1897), «Сходятся старцы» (1898), и прочих картинах «русского» цикла живописец сумел сочетать доскональную этнографичность, дотошность, верность истории, декоративность с тем, что произведения оставались станковыми. И уже потом пришло осознание Н.К. Рериха как мыслителя, учёного, историка. А начиналось всё непосредственно от такого вот чувственного восприятия его как мастера волшебных картин. Бывают у каждого из нас и, очевидно, в обществе такие периоды, когда заработаешься или на что-то громкое отвлечёшься и долгое время не ешь и не чувствуешь, что проголодался, и потом вдруг подумаешь, что надо же как-то подкрепиться. Вот сейчас у нас такое время, я уж не знаю, чего в нём больше, увлечённой работы или завороженного внимания к каким-то громким, порой крикливым зрелищам, но мне кажется, сейчас мы начинаем осознавать, что пора «подкрепиться», что немножко мы проголодались, истосковались по серьёзному, глубокому искусству, не внешнему, не сиюминутному, не вульгарно-политизированному, а такому, которое заставляет и чувствовать, и думать, во что-то проникать, во что-то вникать. И поэтому я думаю, что художник Николай Рерих сейчас современен, как никогда. В том смысле, что он очень интересен сегодняшнему зрителю, сегодняшнему человеку, изучающему искусство, культуру, науку. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
С начала 1891 года в московской и петербургской периодике появляются охотничьи рассказы и очерки юного Рериха. Занятия в университете шли одновременно с учебой в Академии художеств. Рерих участвовал в издании студенческого журнала, помещал свои рисунки также в других петербургских журналах, писал иконы, выполняя заказы для церквей. Не менее интересными являются и письма Николая Рериха Льву Антокольскому, которому он доверяет свои мысли. И, наверное, именно письма открывают читателю черты юноши, входящего в большой мир искусства; уже в студенческие годы будущий художник жил напряженной творческой жизнью.
Извара, 11. VII. <18>95. Дорогой друг! Спасибо за письмо. От души и сердца поздравляю Тебя с окончанием такого скучного портрета. Живу я помаленьку в Изваре и чувствую себя ещё немного усталым. Да ведь не шутка — 800 нечитанных, коркуновского трудного слога страниц усвоить в 5 дней. Когда получил Твоё письмо, со мною был один гостящий у меня приятель(1) — мы были верхом и он, вообрази, упал вместе с лошадью. Ужасно неприятная картина. Много слепней и комаров на улице, этюдов нельзя писать, придётся их отложить до половины июля, когда насекомые пропадут. Мой заветный Иван Царевич(2) в голове совсем уложился, теперь остаётся приступить к делу, что я на днях и устрою. <… >
Вот я с 1891 года занимаюсь рисованием, а только теперь установилось своё и явилось своё воззрение. А то всё было подражательное. 4 года потребовалось для выработки своего. Впрочем, говорят, что многим не 4 года, а 6 и 10 нужно, чтобы освободиться от влияния, заговорить своими словами; хоть худыми, да своими. Боюсь начинать Ивана Царевича. А ну, как на деле это выйдет гораздо хуже, чем теперь в моём представлении. Только это почти всегда так бывает. Познакомился я тут с народными представлениями о Иване Царевиче и о сказках. Ведь это не что иное, как весенний луч, проникающий в царство смерти и зимы, чтобы освободить красавицу — лето. Чудная это вещь — эпическая поэзия. Совсем она меня в полон забрала(7). Пиши часто, голубчик, пиши. С наслаждением читаю Твои письма. Твой Николай
Мой заочный поклон твоим родителям.
Картину «Иван Царевич наезжает на избушку убогую» Николай Константинович написал. Но! Вот что мы читаем: Название: Иван Царевич наезжает на избушку убогую Год: 1895 Серия: Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета» 1896 (не авт. Название) В 1896 году группа студентов Университета решила издать сборник литературных произведений в пользу Общества вспомоществования студентам, чтобы «принести посильную помощь нуждающимся товарищам». Составители сборника обратились к Д.В. Григоровичу, А.Н. Майкову и Я.П. Полонскому, прося взять на себя труд по редактированию студенческих статей, на что получили их согласие. Д.В. Григорович в одной из вступительных статей писал: «Книга внушена благородным порывом нескольких молодых людей, студентов, пожелавших придти на помощь товарищам, стеснённым в средствах. (...) В числе помещённых статей встречаются произведения, вполне заслуживающие внимания; их радостно встретят лица, интересующиеся русской литературой, — радостно потому, что тут местами, — и неожиданно для самих авторов, — проявляются признаки литературного дарования». Николай Рерих оформил обложку и оглавление для этого сборника. |