Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1562&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
ТИБЕТ. МОНАСТЫРЬ В ГОРАХ. В древние времена Тибет называли "чудом из чудес". В прошлом Тибета было много замечательного. Но уже экспедиция Рерихов столкнулась со мно¬гими предрассудками, магией, невежеством, грязью. В столице Тибета Лхасе было запрещено электричество, кино, не разрешалось стричь волосы, прика¬зано было носить длинные халаты. Положение стало таким невыносимым, что из Тибета бежал Таши-Лама - его духовный правитель. Тем самым сбылось древнее пророчество. Ученые ламы тоже уходили в Индию. Именно в Тибете экспедиция была задержана на высоте 5500м в течение пяти месяцев без зимних палаток и тёплых вещей, было запрещено всякое передвижение, тем самым обрекая людей и животных на голодную и холодную смерть. "Там, где зачинаются реки, где вечные льды сохранили чистоту вихрей, где пыль метеоров приносит от дальних миров доспех очистительный, - там возносящие сияния! Туда стремится дух человеческий. Сама трудность горных путей привлекает. Там случается необычное. Там мысль народная работает к верху. Там каждый перевал сулит невиданную новизну, предвещает перелом на новые грани великих очертаний." (Н.Рерих. Сказки, с.130) "С двух сторон пытались поработить Тибет; пытались из сильной страны сделать механический барьер; пытались нарушить внутренне сознание страны. Но свободен дух Тибета, и эта срединная страна хранит потенциал своего достоинства. Умеет хранить непроницаемо." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи, с.34-35) "Временный мрак пройдет, и те, кто когда-то умели строить орлиные гнезда на горных вершинах, те опять вспомнят о славных днях бывшего Тибе¬та и найдут решения их в современности." (Н.К. Рерих. Сердце Азии, с.54) "Просвещенные ламы найдут средство возвысить религию, внося в неё ис¬тинные заветы Будды, народ найдет применение своим способностям, ибо по природе своей тибетский народ очень способен. Творчество Тибета выйдет из трафаретных повторений, и опять засияет открывшийся Лотос знания и красо¬ты. Строительство тибетское тоже заключает в себе необыкновенные возмож¬ности. Возьмите старые тибетские твердыни, начиная от главного и единс¬твенного здания Тибета - семнадцатиэтажной Поталы. Разве подобные соору¬жения не пригодны для новейших усовершенствований и разве не подают они руку нашим небоскрёбам?" (Там же, с.52) "Сердце Тибета бьётся и временный паралич некоторых членов этого орга¬низма пройдет. Ведь в истории старого Тибета мы встретились хотя и с краткими, но блестящими эпохами. Вспомним, что тибетские завоевания дохо¬дили до Кашгара и за Кукунор. Вспомним что Далай-Лама Пятый, справедливо названный Великим, дал стране замечательный расцвет и увенчал её Поталой. Не забудем, что целый ряд Таши-Лам оставили просветительные памятники и именно Таши-Ламы объединены понятием Шамбалы." (с.54) "В самых тёмных местах знают о Махатмах. Знают много воспоминаний и легенд". (Н.Рерих. Алтай-Гималаи, с.318) "Странно и дивно идти теми самыми местами, где проходили Махатмы. Здесь была обоснованная Ими школа. В двух днях пути от Сага-дзонга был один из Ашрамов, недалеко от Брамапутры. Здесь останавливался Махатма, спеша по неотложному делу, и стояла здесь скромная синяя палатка. В то время, когда в Европе спорят о сущест¬вовании, когда индусы проникновенно молчаливы о Них, сколько людей в просторах Азии не только знают Махатм, не только видели Их, но и знают многие реальные случаи Их дел и появлений. Всегда жданные, нежданно Махатмы творили в просторах Азии великую, осо¬бую жизнь. Когда нужно, Они проявлялись. Если нужно, Они проходили неза¬метно, как обычные путники. Они не пишут на скалах имён Своих, но сердца знающих хранят эти имена крепче скал. Зачем подозревать сказку, воображе¬ние, вымысел, когда в реальных формах запечатлены сведения о Махатмах. Они говорят о научных основах существования. Они направляют к овладению энергиями. Они говорят о тех победах труда, которые превратят жизнь в праздник." (Там же, с.317) "Как жаль, что лик Тибета затемняется мрачною действительностью. Но друзья остаются друзьями. Спросили меня (Н.Рериха): "Как будете теперь говорить о Тибете?" Как всегда буду возносить свет и поражать тьму. Толь¬ко правдою поражаются несовершенства. Если Таши-Лама возбудил всеобщее уважение, это нужно сказать. Если лхасское правительство создало вокруг себя отвращение, и это должно быть сказано. Спросили: "Но ведь тибетцы не любят правду?" Не все, и мы будем с те¬ми, которые желают совершенствоваться и исполнять учение Благословенного. Тибетцы осуждают теперешнее положение Тибета сильнее нас. Они ждут испол¬нения пророчества о возвращении Таши-Ламы, когда он будет единым главою Тибета и Драгоценное Учение при нем процветет снова". (Там же с. 23) "Кому ведомы подходы к старым монастырям и городищам Руси с их цвету¬щими холмами и пряно пахучим бором, тот поймет, как чувствуются подходы к монастырям Сиккима". (с.53) "На каждом бугре, на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечае¬те белые точки - это всё прилепились твердыни учения Падмы Самбхавы - официальной религии Сиккима." (Н.Рерих. Избранное, с. 107)
Тибет. Монастырь в горах. Твердыня тибета. Текут века. Проходят дни, а ты стоишь, как страж вселенный, В себе одной соединив земную твердь и мир надземный. Молчишь. И тишина, твой друг, вокруг тебя круги замкнула, И тайной веет всё вокруг, и в тайне сердце потонуло. Пылают звезды и лучи вокруг тебя плетут узоры, К тебе устремлены в ночи искания, сердца и взоры. Готовая всегда на бой за истину, за нераздельность, Стоишь, как стража - за тобой стоит твердыней Беспредельность! Н.Спирина Урикова Н.В. |