Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1567&size=3
|
|
|
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Эскиз вывезен С. С. Митусовым в 1922 г. из петербургской квартиры Рерихов на набережной реки Мойки, д. 83. Поступил от Л. С. Митусовой в 2001 г. в составе МСССМ при создании музея-института. На обороте окантовочного картона наклейка выставки ГРМ 1974–1975 гг., заполненная В. П. Князевой. «Человечьи праотцы» были впервые представлены на выставке картин «Мир искусства» в Москве в 1912 г. В. Н. Левитский (1916) и С. Р. Эрнст (1918) упоминают под 1911 г. картину «Человечьи праотцы» (темпера; собрание Б. В. Слепцова), эскиз к ней (собрание Е. И. Рерих) и пейзаж (темпера; собрание В. К. Рериха). Картина, первоначально принадлежавшая Б. В. Слепцову, ныне в собрании Музея Эшмолеан (Оксфорд). Рисунок к картине 1911 г. (фигура флейтиста) хранится в МНР. Академику Б. А. Рыбакову принадлежат восхищённые слова об этом произведении: «В отличие от всех своих современников и предшественников Николай Константинович снабжал свои картины и рисунки необычными по значимости и глубине подписями. Его подписи не просто обозначали содержание картины, а выходили далеко за пределы изображённого, уводили в раскрывающийся мир широких обобщений и ассоциаций. На холмике юноша в холщовом одеянии играет на свирели… Картина названа “Человечьи праотцы”; зритель, прочтя название, замечает вокруг этого славянского Орфея тихо лежащих медведей, заворожённых музыкой. Целые тома рассуждений о первобытном тотемизме не заменят того ощущения сродства звериных и человеческих душ, которое возникает при сочетании картины и углубляющей её нехитрое содержание надписи» (1993). О картине также писали А. Н. Бенуа (1916), В. Н. Иванов (1939), В. П. Князева (1963, 1968, 1994), Л. В. Короткина (1996), Е. И. Полякова (1973, 1985), А. А. Юферова (1970) и многие другие авторы. Известны поздние обращения к теме – «Человечьи праотцы» (1920; собрание Художественного музея Филадельфии), «Праотцы» (1921; собрание Джейн Диксон, Нью-Йорк) и «Чара звериная» (1943; собрание ГРМ).
|
||||||||||||
|
||||||||||||
• Умилённая картина. Рерих повторил миф об Орфее, заменив звонкую эллинскую лиру славянской свирелью. Там, на зелёных холмах, слушают косматые медведи дуду и песни славянских муз [5, с.56]
• Вариант картины, написанной в 1911 году. Сюжетом послужил миф об Орфее, перенесённый на славянскую почву. Подобно эллинскому певцу, укрощавшему, по преданию, своей игрой на лире зверей и птиц, славянский Орфей завораживал свирелью жителей северных лесов — медведей. Некоторые языческие племена поклонялись медведю, считая, что от него ведёт свое происхождение человек [15].
• “... в летний день по муравным холмам залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке (так своеобразно отразил художник эллинский миф об Орфее), и чудится, что поёт не свирель, а солнечный, весёлый голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека...”[20, с.32].
• В основу картины... легло старинное предание. Некоторые древние племена почитали медведя как священного зверя. В частности, на территории современного Ярославля на месте, которое известно в народе под названием “Медвежий угол”, было обнаружено древнейшее поселение человека середины I тысячелетия до нашей эры. Жители этого поселения считали медведя родоначальником человека и видели в нём воплощение многих идеальных черт: силы, добродушия, трудолюбия и т. д. Этот культ дожил здесь до ХI века, когда, как повествуется в “Сказании о построении града Ярославского”, князь Ярослав Мудрый, усмиряя язычников-смердов, покорил древнее поселение и зарубил священного зверя.
Рерих в своей картине силой воображения пытается воссоздать характерную для язычников культовую сцену. В спокойной красивой гамме синих, зеленоватых и жёлтых тонов он изображает типичный для средней полосы России холмистый пейзаж с богатыми нивами, роскошными зелёными лугами. В центре композиции — древний славянин, играющий на свирели. Его окружают бурые медведи. Внемля чудесным звукам, они прилегли на склонах холмов. И кажется, что тихая радость и довольство разлиты по всей земле, что всё живое в далёком прошлом жило по законам гармонии и красоты [27, с.86,87]
• В творчестве художника прослеживается ещё одна важная тема — единство всего живого на земле: природы, животного мира и человека. В живописи Рериха, а также в его литературных произведениях эта тема всеобщего единения столь же значительна, как и “космическая”. Наиболее выразительно и глубоко она воплощена в картине 1911 года “Человечьи праотцы” (вариант — 1943 год). На холме сидит молодой музыкант — “славянский Орфей”. Его игру слушает вся природа, всё живое. Вокруг холма расположились медведи, очарованные его игрой; в глубину “уходят”, поднимаясь к горизонту, зелёные и лиловые дали. Они навевают чувство восторга перед необозримыми пространствами пустынных земель. Передана атмосфера далёкой древности. Как тонко заметил поэт Ю. Балтрушайтис, “Эта торжественная стройность рериховских линий внутренней связью напоминает ритмический строй былинного повествования..., все линии в его произведениях как бы повторяют благоговейное движение руки, благословляющей мир.... В дыхании бесконечности... заключается высшее достижение его творчества”. Горизонтально расположенные волнообразные холмы, изображённые с низкой точки зрения, как будто обрамляют чашу земли. Медведь — тотемический образ. Древние люди его почитали за трудолюбие и доброту — качества, нашедшие отражение в сказках [40, с.40, 41].
• “Замечательный русский художник Н.К. Рерих, обращаясь к темам праистории, выявлял становление человеческого начала, рост сознания, рассказывал о творческих находках, изобретениях первобытных людей, находил в них своеобразную красоту, поэтизируя окружающий их светлый земной мир”.
“Первозданные истоки бытия для Рериха не тёмно-уродливы, но прекрасны... Пантеизм, ощущение всего существующего как сущего, одушевлённого, единого — органическая основа мировоззрения художника, определяющая и формы его отражения мира.
Поэтому так слитны у него в картинах человеческие существа и неодушевлённая природа — живы люди и живы облака, живы каменные орудия, сделанные людьми, и сами камни. Поэтому картины всегда сочетают замкнутость в пространстве, вечный покой и вечное движение [8, с. 109].
• Большую группу произведений составляют пейзажи, в которых заложено пантеистическое восприятие природы, столь характерное для различных народов периода родового строя. Древние славяне тоже обожествляли силы природы, поклонялись солнцу, небу, огню, воде, земле, животным, растениям, также признавали существование сверхъестественных, мистических сил, непосредственную связь с ними человека. Их языческая религия оставила на многие века красивые сказки и предания, отголоски которых бытуют в народе в настоящее время. Рерих считал эту религию глубоко поэтичной и видел в поклонении природе один из источников творчества древних народов [27, с. 90, 91].
• Элементы пантеистического мистицизма есть также в картинах “Бой”, 1906, “Человечьи праотцы”, 1911, “Звёздные руны”, 1912, “Стрелы неба — копья земли”, 1915 и других. [27, с. 91].
5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.
15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.
20. М.Т.Кузьмина. Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М., “Изобразительное искусство”, 1974г.
27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. |