|
|
|
В 1906 году, когда писалась картина "Бой", была задумана на эту же тему мозаичная композиция. Сама мозаика, выполненная В. Фроловым, находится сейчас в мозаичной мастерской Академии художеств. К мозаике у Рериха выработался свой, глубоко продуманный подход: "Каждый живописец, утверждал он, - должен хотя бы немного приобщиться к мозаичному делу. Оно даст ему не поверхностную декоративность, но заставит подумать о сосредоточенном подборе целого хора тонов. Неправильно, когда в мозаике выкладывается картина, которая была сделана не для мозаики. В каждом эскизе нужно выразить тот материал, в котором он будет выполнен. Эти технические соображения относятся как к мозаике, выраженной в смальте, так и к мозаике нашей жизни. Лучшие литературные произведения носят на себе признаки мозаики, и сила их в монументальном запечатлении и сведении воедино всех деталей. Обобщить и в то же время сохранить все огненные краски камня будет задачей мозаичиста. Но ведь и в жизни каждое обобщение состоит из сочетания отдельных ударов, красок, теней и светов". |
|
Ив. Лазаревский
Из художественной хроники
...Наддверное панно «Бой», воспроизведённое мозаикой единственной у нас художественно-мозаической мастерской В. Фролова, не нравится по краскам, но как-то чувствуется, что тут вина больше мозаичиста, не подошедшего к рериховскому колориту. ...
Вестник Европы. 1909. Март. № 3. С. 424–433. |
|
...Следующим этапом совместного творчества художников явилось практическое осуществление замысла. Выбор остановился на сюжете, уже разработанном Рерихом в его картине «Бой», получившей высокую оценку критики. В построении картины имеется много общего с древними монументальными мозаиками.
Рерих написал несколько изменённый вариант картины, точнее, её фрагмента; участок боя здесь уменьшен, точка зрения поднята настолько, что горизонт ушёл за пределы эскиза, на переднем плане изображено большое водное пространство, а неба не видно. С этого эскиза был сделан картон в размер будущей мозаики, и с него снята калька. Мастерская Фролова приступила к работе.
Ежедневно контролируя и направляя работу Мастерской, Фролов тщательно следил за расположением кусочков смальты. Набор вёлся довольно крупными кусками, по опыту предшествовавших работ для дома № 26 на Б. Зелениной улице в Петербурге . Было решено оставить мозаику нешлифованной. Рерих часто посещал мастерскую, и они вместе с Фроловым поднимались на смотровой балкон и принимали совместные решения по ходу работ. Эта форма сотрудничества сохранилась и в будущем. По окончании набора общее впечатление от мозаики удовлетворило авторов. Мозаичный «Бой» не имел прямого назначения как элемент архитектуры и потому возвратился в Мастерскую В. А. Фролова, где и находился до конца его жизни. В настоящее время мозаика стоит на мольберте в большом зале Мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде. ...
|
|
В 1906 году Рерих осуществил первое произведение в мозаике "Бой", совместно с мозаичистом В.А. Фроловым, с которым был дружен еще со студенческих лет и работами которого давно интересовался. Отныне над целым рядом мозаик они будут работать вместе. Для мозаики "Бой" Рерих сделал специальный эскиз, в основу которого положил одноименную картину того же года. Картина эта является одной из первых в творчестве Рериха, где ярко выразился свойственный его взглядам пантеизм, - понимание целостности и взаимосвязанности всего сущего - стихий, космоса и жизни людей. В море, среди кипящих волн, сражаются викинги на ладьях, украшенных резным орнаментом, а на небе сгрудились массивные облака. Там тоже идет борьба, кипит горячий бой, который и отражается в земных событиях. Цветовая гамма картины построена на контрастах сине-лилового и багряно-красного с оранжевым. Сопоставление холодных и теплых, даже, скорее, горячих тонов, подчеркивает бурную динамику происходящего. Темным силуэтом выделяется вдали замок на скале, обогащая цветовую гамму картины и усиливая в ней романтическую ноту. В отличие от картины мозаику "Бой" отличает светлый яркий колорит. Она построена на сочетании голубых и белых смальт. Сложный рисунок их кладки создает впечатление пенящихся волн.
|