...Помимо картин космического настроя или горных пейзажей есть у Рериха и произведения более лирического плана. Такова его "Печаль" (1939). На небольшого формата картоне художник изобразил лодку с двумя человеческими фигурами как бы застывшими среди пространства. Не видно горизонта, небо слилось с водой. Одинокая ладья среди безмолвия воды и неба - очень характерный мотив живописи и поэзии Китая. Его можно встретить у многих сунских художников и наиболее яркое воплощение - у Ма Юаня в его свитке "Одинокий рыбак на зимнем озере" , (конец XII - начало XIII в.). Но еще, более, пожалуй, роднит произведение Рериха с поэтическими образами Тао Юань-мина - гениального китайского поэта конца IV - начала V вв.:
..."Здесь уныние во всем,
здесь сливается небо с землей.
Я в тяжелой тоске
вспоминаю покинутый дом.
Рвусь душою к нему.
Я мечтаю вернуться на юг.
Но дорога длинна.
и надежда не тешит меня.
Цепь застав и мостов
все равно не убрать мне с пути!
Даже весть не дойдет,
и себя я вверяю стихам... [28]
В суммарной трактовке людей, в их обобщенных, неподвижных и совсем плоских силуэтах много общего с фресками лодочников из пещерного храма Цяньфодун VII-VIIIвв.
28. Эйдлин Л. Тао Юань-Мин и его стихотворения. – М.: Наука. 1967 - с.255