Тему женского начала продолжает картина «Часовня». Ещё в детские годы воображение Рериха поразила услышанная им легенда о женщине в белом, появляющейся в одном из старинных северных замков. Если рассказ о Белой даме и повлиял на создание «Часовни», то лишь как отправная точка для воплощения идеи огромного философского значения.
Под своды храма вступил вооружённый воин и замер, поражённый видением женщины. В её хрупкой, почти бесплотной фигуре, в светящемся одеянии ощущается дуновение чего-то Несказуемого. Кто она? Монахиня, молящаяся о благе людей, или сама Божественная Матерь, сошедшая в этот мир, наполненный злобой и жестокостью?
Тихо, но неуклонно движется она навстречу тёмному силуэту стражника, олицетворяющего собою войну и вражду. И в этом движении — залог того, что тьма будет побеждена.
Использованный в композиции картины образ арки имеет свои истоки в глубокой древности и символизирует небесный свод, или само мироздание. Галерея из арочных сводов и колонн словно уводит нас за пределы храма в просторы Космоса, где царствуют мир и вечная гармония. О космичности идей, лежащих в основе содержания картины, говорят и её основные тона — глубокий синий и серебристо-голубой.
Остро ощущается несоответствие образа воина с оружием в руках этому миру совершенной гармонии. Гармония и Свет — вечны, всё вносящее дисгармонию и разрушение — временно и с приближением света неизбежно покинет этот мир.
В картине зримо воплощена мысль о непреложности победы Света, о том, что поверх всех земных угроз Свет найдёт свои пути.
Источник: http://voshod.sibro.ru/