...Значительная часть картин новосибирского собрания посвящена Гималаям. Рериха называют философом гор, ибо он видит в Гималаях нечто большее, чем просто горы, они для него «начало и осуществление всех идеалов и мечтаний человечества, колыбель высших идей мира»17. Возносящиеся над миром забот, горестей и невзгод, они очищают сердце и возвышают сознание.
Воздух Гималаев насыщен древней героической культурой и духовностью. «Здесь вибрируют излучения духа, огненные мысли и чувства великих восточных мудрецов, Риши», здесь «витают образы предвечных сокровенных легенд и тайн»18. Эти несравненные величественные вершины вдохновляли художника не одно десятилетие. Он писал: «Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов». «Я горд, что мне было предназначено прославить священные Гималаи».
Словно орёл с вершины утёса, художник-творец созерцает вечно меняющиеся ритмы великой Природы, радуясь её мощи и красоте. Из потока форм и видений он выбирает для своих полотен самое существенное, неповторимо прекрасное. В этих формах, образах и красках мы слышим отзвуки Космической Гармонии.
...Особое внимание привлекает большое полотно «Урусвати» (1939). Червонным золотом, словно драгоценный жар-цвет, пылает скрытая за тёмно-синей скалой вершина и дальний склон горы. Это великий символ огненных достижений Елены Ивановны Рерих, которой на Востоке было дано имя Урусвати, что означает «Свет Утренней Звезды». Велики сокровища, принесённые человечеству сердцем, горящим огнём самоотверженного подвига во имя блага людей и планеты. Знания, принесённые Урусвати, будут открываться человечеству по мере его духовного роста.
17 Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 125.
18 Там же. С. 114.
Источник: http://voshod.sibro.ru/