|
|
|
Андрей Карелин
«Современное искусство».
Выставка произведений Н. К. Рериха
...— Скажите, Николай Константинович, где три ваших рисунка с натурщиков, которые так хвалил Кормон? — спросили мы у Н. К. Рериха.
— Я вам их сейчас покажу, но выставить их я лишён возможности, — ответил художник, — и, проведя нас в контору выставки, предоставил нам возможность снова увидеть знакомые, прекрасные рисунки с трёх мужских фигур. Эти рисунки изображают людей, подобных людям «каменного века» В. М. Васнецова: один из них несёт на спине рога какого-то доисторического животного, другие два воспроизводят не простых натурщиков, а рисунки людей отдалённой эпохи. Каждый из этих рисунков представляет гораздо более идейное, историческое и художественное значение, чем масса ежегодно выставляющихся слабых, но как бы однохарактерных рисунков учеников Академии художеств в её здании, предназначенных для осмотра публикою. К нашему изумлению, эти рисунки Рериха оказались снятыми с выставки...
Знамя. 1903. 4/17 марта. № 59. Вторник. С. 2.
|
|
Кормон, автор панно из жизни первобытных людей, считался первоклассным педагогом, и это побудило Николая Константиновича избрать для продолжения учебы его мастерскую. Натурные штудии Рериха, исполненные у Кормона, - "Человек с рогом", "Натурщик", "Черепа" и другие - отличаются крепким, уверенным рисунком. Опытный преподаватель помог Николаю Константиновичу восполнить профессиональные пробелы, не заглушая национальных черт его творчества. "Оригинально! Характерно! Курьезно! Хорошо идет! Он чувствует характер своей страны! У него особая точка зрения!" - так говорил Кормон, рассматривая рериховские работы. Когда же Николай Константинович расставался с Кормоном, учитель сказал ему на прощание:
- В вас много своеобразного... Вы должны сохранить это.
|
|
• В 1900 году Рерих работает в Париже, на всемирной выставке. Приехавший туда Рерих работает у француза художника Кормона. Стоит только посмотреть — увы, лишь в воспроизведении, — его рисунки тех рабочих лет, хотя бы рисунок “Человек с рогом”, чтобы увидеть, что дал художнику этот европейский метр. У Рериха всё та же глубина и сила, которая по-прежнему струится из света картин, и из рисунка. А рисунок — усовершенствованный. Ни одной лишней чёрточки, ни одной ненужной детали. Вылепленное одной плавной линией человеческое тело поёт и расцветает на картине Рериха, поднимаясь в единой совершенной форме, как гиацинт из единого корня. И ещё одно. Рерих увлекается знаменитым Пювис де Шаванном, этим магом намеренной скудной линии, этим волшебником скудной, как бы затёртой, сдержанной краски, что делает его живопись похожей на гравюры. Но с какой линией! Но с каким колоритом! И, начиная с этого времени, сюжеты Рериха до того уже приподнятые миражом прошлого — приподнимаются ещё выше, в область чистого живого искусства, подходя к самой красоте [5, с. 27].
• Он пишет первобытного охотника, согбенного под тяжестью огромного рога, не раздетого человека, но обнажённого человека, для которого нагота естественна и незаметна. [8, с. 60]
5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.
8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.
|
|
1900 год застает нашего художника в Париже, на Всемирной выставке; приехавший туда Рерих работает у француза художника Кормона.
Стоит только посмотреть — увы, лишь в воспроизведении — его рисунки тех рабочих лет, хотя бы рисунок «Человек с рогом», чтобы увидеть, что дал художнику этот европейский мэтр. У Рериха все та же глубина и сила, которая по-прежнему струится из света его картин и из его рисунка. А рисунок усовершенствовался. Ни одной лишней черточки, ни одной ненужной детали; вылепленное одной плавной линией чeлoвeческое тело поет и расцветает на картине Рериха, подымаясь в единой совершенной форме, как гиацинт из единого корня.
|