Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1935&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В картине «Жар земли» Н.К.Рерих обратился к образу крылатого Ангела. К концу 1910-х гг. художник уже создал ряд произведений, в композициях которых центральное место отведено фигуре Ангела: «Ангел Последний» (1912), «Меч Мужества» (1912) и др. Позднее «Меч Мужества» он дал на обложку брошюры Л.Андреева «S.O.S», опубликованную в 1919 г.
Но образ Ангела в предвоенных произведениях [2, с. 12–13] отличается от образа Ангела в картине «Жар земли». Композиционное и светоцветовое построение картины имеет глубокий символический подтекст. На фоне очертаний резких уступов скал и темного ночного неба в глубокой расщелине пылает огонь. Его жар раскаляет окружающие скалы, и сквозь их серо-коричневый тон начинает проступать голубой свет. Рука крылатого Ангела направляет меч в глубь раскаленной массы, другая – держит щит. Во всей фигуре Ангела чувствуется сосредоточенное напряжение. Совершается таинство – закаляется меч Духа.
Н.К.Рерих в своем произведении передал тонко-материальную и энергетическую закономерность: огненная плоть небесного Ангела через меч соединяется с огненной стихией – жаром земным. В этом соединении происходит преображение: алый цвет пламени получает голубой оттенок, тем самым повышается энергетическая вибрация. В связи с этим полотно «Жар земли» выступает как художественная проповедь, в которой Н.К.Рерих в трудное для судеб мира время призывает людей понять законы эволюции собственного духа и принять пути трудного восхождения к высотам самосовершенствования.
Т.А.Иванова
Примечания: 1. Рерих Н.К. Милосердие // Рерих Н.К. О Вечном... М.: Политиздат, 1991. 2. Князева В.П. Предвоенная серия Н.К.Рериха // Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара: Агни, 2004. 3. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн.1: Мастер. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=5057150 SALE 1989 Russian Art New York 18 April 2008 LOT 64 Nikolai Konstantinovich Rerikh [Roerich] (1874-1947) Heat of the Earth Price realised USD 769,000 Estimate USD 120,000 - USD 180,000 numbered 'RM 57' (on the reverse) tempera on panel 19 x 19¾ in. (48.3 x 50.2) Painted in 1918 Provenance Nicholas Roerich Paintings and Art Collections, Inc. LITERATURE Archive, N.Roerich. List of Paintings 1917-1924, Nicholas Roerich Museum Archive, New York, no.13. Exhibition catalogue, Nicholas Roerich, Salon Strindberg, Konstutställning No71, 1919, no. 121. Exhibition catalogue, Spells of Russia, The Goupil Gallery, London, 1920, no.99 Exhibition catalogue, Spells of Russia, The Public Art Gallery, Worthing, 1920, no.50. Catalogue, The Nicholas Roerich Exhibition, Redfield-Kendrick-Odell Company, New York, 1921, no. 57 Monograph, Paintings by Nicholas Roerich: Complete List of the Works of Nicholas Roerich, Brentano's Publishers, New York, 1926, p. 196. Catalogue, Roerich Museum Catalogue, 8th edition, New York, 1930, no. 57. Catalogue, Roerich, Corona Mundi, New York, 1924, pl. 4, illustrated EXHIBITED Helsinki, Salon Strindberg, Nicholas Roerich, 1919, no. 71 London, The Goupil Gallery, Spells of Russia, 1920, no. 99 Worthing, The Public Art Gallery, Spells of Russia, 1920, no. 50 POST-LOT TEXT We would like to thank Gvido Trepsa, Senior Researcher at Nicholas Roerich Museum, New York for his assistance in cataloguing the present lot. |