Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2112&size=3
|
|
|
|
|
|
Обороты: | |
|
Журнал для всех. 1904. Июнь. №6. С. 355.: | |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
А. — бов
Н. К. Рерих и его последние этюды
На днях на постоянной выставке в Обществе поощрения художеств появились последние этюды Н. К. Рериха.
Художник употребил часть истекшего лета на путешествие в западную и центральную Россию, побывав в Ярославле, Костроме, Нижнем, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале, Ростове Великом, в Смоленске, Вильне, Троках, Гродне, Ковне, Мерече, Риге, Вендене, в Печорах, Изборске и в Пскове.
Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные. Н. К. Рериху помогала его жена, работая фотографическим аппаратом.
...Но зарубежные города недолго останавливали на себе внимание художника; он возвращается в коренную Русь и в длинном ряде этюдов знакомит нас с остатками старины в Изборске, Пскове и Печорах. Перед нами предстают и вечевой Псков, и печорский монастырь, окружённый вековыми стенами, видавший Иоанна Грозного и выдержавший бои с литовцами; общий мотив этого монастыря взят художником так удачно, что трудно оторваться, смотря на его красивые линии, своды, ходы и переходы, от которых так и веет стариной. ...
Русь. 1904. 8/21 января. № 27. Четверг. С. 3.
Из путевой книжки художника Н. К. Рериха ...Печоры. Одно из самых лучших мест средней Руси. В 20 верстах от Изборска. Монастырь получил развитие ещё при Иоанне Грозном. Много раз отбивался от литовцев и рыцарей. Замечательный уют. В глубине оврага дворик, уставленный странными разноцветными зданиями. Многие из них уже попорчены и следовало бы их привести в надлежащий вид. Кругом по вершине холмов стены. Интересен вход с огромным образом над воротами. Старая ризница, звонница с раскрашенными часами, пузатые домики с непропорциональными главками дают особое впечатление. Печоры мало знают, да и то большинство не даёт себе отчёта, в каком замечательном месте оно находится. ... Иллюстрированное приложение к газете «Русь». 1904. 16/29 января. Пятница. С. 2.
А. Ростиславов Красота старины ...Вот, напр[имер], «Печоры Псковской губернии»: угол какого-то двора, толстая, невысокая белая стена с полукруглым зияющим входом, над которым громадная икона под двускатной выпуклой крышей, наверху небольшая главка; перпендикулярно к стене жёлтая невысокая звонница. ... Театр и искусство. 1904. 8 февраля. № 6. Воскресенье. С. 133.
Деятельность Императорского
Общества поощрения художеств
...Кроме этого, минувшим летом комитет командировал секретаря Общества Н. К. Рериха для писания этюдов с памятников древности Средней России. В заседании от 27 декабря был заслушан доклад секретаря о результатах его поездки и осмотрены этюды (71), им во время командировки написанные. Этюды представляют изображения памятников древности: Ярославля, Нижнего Новгорода, Ростова Великого, Суздаля, Юрьева-Польского, Владимира, Смоленска, Гродно, Ковно, Вильны, Риги, Вендена, Изборска и Пскова. Ввиду значения изображённых памятников, комитет постановил выставить этюды Н. К. Рериха на постоянной выставке Общества в течение января 1904 г. для публичного обозрения. <…>
Художественные сокровища России. 1904. № 5. С. 17, 19. Н. Рерих Старина на Руси IV ...И как мало известно большинству, кислому будто бы от недостатка новых впечатлений. Если и Псков мало знаем, то как же немногие из нас бывали в чудеснейшем месте подле Пскова — Печорах? Прямо удивительно, по вековому покою, по интересным строениям мало что сравняется во всей Средней Руси. Стены, об[б]итые литовцами, сбегают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам. Церкви XVII века, деревянные переходы на стене, звонницы — всё это, тесно сжатое, даёт необыкновенно цельное впечатление. Можно долго прожить на этом месте, и всё будет хотеться ещё раз пройти по двору, уставленному странными пузатыми зданиями красного и белого цвета, ещё раз захочется пройти закоулком между ризницей и старой звонницей. Вереницей пройдут богомольцы; из которой-нибудь церкви будет слышаться пение, и со всех сторон будет чувствоваться вековая старина. Особую прелесть Печорам придают полуверцы — остатки колонизации древней Псковской земли. Каким-то чудом в целом ряде посёлков сохранились свои костюмы, свои обычаи, даже свой говор, очень близкий к лифляндскому наречию. В праздники женщины грудь увешивают набором старинных рублей, крестов и браслетов, а середину груди покрывает огромная выпуклая серебряная бляха-фибула. Издали толпа — вся белая: и мужики и бабы в белых кафтанах; рукава и полы оторочены незатейливым рисунком чёрной тесьмы. Странно подумать, что так близко от нас, презирающих всякую самобытность, ещё уцелела какая-нибудь характерность, и несколько сот полутёмных людей дорожат своими особенностями от прочих. ... Зодчий. 1904. 25 июля. № 30. С. 343–346.; |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
https://macdougallauction.com/en/catalogue/view?id=12611 Catalogue: Important Russian Art Auction 14:00 GMT 15 Oct 2020 36. ROERICH, NICHOLAS (1874–1947) Pechory Monastery. Internal Exit from the Old Belfry .
Oil on canvas, 69.5 by 89 cm. 400,000–600,000 GBP Executed in 1903.
Provenance: Private collection, Europe.
Authenticity of the work has been confirmed by the expert E. Yakovleva. Authenticity of the work has also been confirmed by the expert O. Glebova.
Exhibited: Etyudy Russkoy Stariny, Imperatorskoe obshchestvo pooshchreniia khudozhestv, St Petersburg, 1903. World's Fair, Louisiana Purchase Exposition, St Louis, 30 April–1 December 1904 (label on the reverse).
Literature: S. Makovsky, Svyatyni nashei stariny (Po povodu etudov N. Rerikha), Zhurnal dlya vsekh, No. 6, June 1904, p. 355, illustrated. Exhibition catalogue, World's Fair, Louisiana Purchase Exposition, St. Louis, Little & Becker printing Co., 1904, p. 290, listed under No. 456. Roseau, Nicolas Constantinovitch Roerich, L'Art Decoratif, No. 86, November 1905, p. 175, illustrated.
Nicholas Roerich’s Pechory. Entrance to the Monastery belongs to his celebrated “Architectural Series” (also known inter alia as “Sketches of Russian Antiquity”). The artist painted it during one of his summer study trips to the ancient Russian cities of central and north-western Russia in 1903–1904 – more precisely, during his stay in July 1903 at the Pskov-Pechory Monastery of the Dormition, one of the largest in Russia. The monastery has never been closed since its foundation in 1473, and survived intact during the 20th century. The artist found these places to be amazingly homely and tranquil and not to be compared with any place in the whole of central Russia.
Roerich undertook the 1903–1904 trip on behalf of several institutions simultaneously – the Committee of the Imperial Society for the Encouragement of the Arts, the Imperial Archaeological Society and the St Petersburg Trustee Committee for the Sisters of the Red Cross. During those years he developed a keen interest in the study of “Russian Antiquity” and was engrossed in the question of how to preserve historical and cultural monuments. Roerich saw the main purpose of his trips as producing sketches that could convey a vivid, fresh artistic impression of the places he visited, and to help record the archaeological features of any particular area. The sketches were mostly produced as oil paintings on plywood or canvas.
During his summer trip in 1903, the artist visited a total of 40 towns and cities, stretching from Kazan to Lithuania. Throughout the journey, he was accompanied by his wife, Helena, whose task it was to photograph buildings of architectural interest and the surrounding area. She took 500 photographs, while the artist himself made 71 painted sketches, nine of them views of the Pechory Monastery, including the picture now presented for auction. Compositional comparison of the work with the photographs that Helena Roerich took of the part of the monastery shown suggests that the sketch was created both from life and from the photographs taken on the spot.
Following the Roerichs’ 1903 summer trip, the Committee of the Imperial Society for the Encouragement of the Arts decided to mount an exhibition of the sketches at its headquarters to introduce the public to the buildings inherited from Russia’s past. The work now offered for auction also formed part of that display. At the beginning of 1904, the exhibition was visited by Emperor Nicholas II, who even wished to see the collection of Nicholas Roerich’s sketches placed in the Russian Museum. Unfortunately, the works were never transferred to the museum because of the war with Japan, which began shortly afterwards.
Having successfully staged the exhibition for the Committee of the Imperial Society for the Encouragement of the Arts, Roerich planned to move it to Paris and London, but these plans were never realised because, in Spring 1904, he took part in a larger project: the St. Louis World’s Fair. Roerich sent more than seventy works to the USA, including Pechory – Entrance to the Monastery. The outcome of the exhibition was that most of the works, including the one now presented at the auction, were sold and remained in the United States. The return and appearance at auction of one of the best pictures in the “Architectural Series” – a painting that was acclaimed immediately after its creation – is an undeniably important cultural event.
The present lot as illustrated in S. Makovsky, Svyatyni nashei stariny (Po povodu etudov N. Rerikha), Zhurnal dlya vsekh, No. 6, June 1904, p. 355. The present lot as listed in the Exhibition catalogue, World's Fair, Louisiana Purchase Exposition, St. Louis, Little & Becker printing Co., 1904, p. 290, No. 456. The present lot as illustrated in Roseau, Nicolas Constantinovitch Roerich, L'Art Decoratif, No. 86, November 1905, p. 175. View of Pechory Monastery, Old Belfry
|