Оборона Родины для Н.К. Рериха – это не только ратный и духовный подвиг защитников, но и невидимая помощь небесных сил. В картине «Борис и Глеб» (1942) художник обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба – младших сыновей князя Владимира Святославовича, убитых старшим братом Святополком в 1015 году и ставших после смерти вместе с другими страстотерпцами во главе Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от ворогов. «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем»189, – повествует «Сказание о Борисе и Глебе».
Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия в ночь перед Невской битвой в 1240 году – когда сошелся князь Александр Ярославович со шведами. Явились князья в ладье среди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу... «Брат Глебе, – сказал Борис, – вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру»190. Поспешали позднее святые и на помощь великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, указывая ему путь на Куликово поле...
По застывшей призрачной реке плывут в челне святые князья, вознося молитвы Высшему заступнику. Силуэты их фигур четко виднеются на фоне сияющей голубовато-золотистой радуги, идущей от нимбов страстотерпцев и насыщающей пространство благодатью. «Свете тихий» исходит от образов мучеников, словно соединивших на время горний и тварный мир. В замершей природе – величавая торжественность и ясный покой.
В живописном строе полотна Н.К. Рерих широко использует любимое сочетание синего и желтого тонов, данное в сложнейших градациях (от нежно-голубоватых до лиловых, от прозрачно-лимонных до золотистых) оттенков, рождающих светоносность палитры, призванную передать явление чуда.
189.Повести и сказания Древней Руси. Спб.:ДИЛЯ, 2001.С. 57.
190.Древнерусская литература. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 140.