<..>
Помимо трех перечисленных эскизов, зарегистрированных под но-
мером 18.402, в Музее декоративных искусств было представлено про-
изведение Рериха под номером 18.403. «Часть росписи купола церкви.
Акварельный рисунок серым монохромом на желтом фоне, пред-
ставляющий собой круговой фриз с ангелами; первый держит жезл
и сферу; остальные трубят, окружая всевидящее око, помещенное
в левом верхнем углу композиции». Описание отсылает к сюжету
эскиза «Всевидящее око с небесными силами», входящее в перечень
эскизов росписей для Пархомовки, приведенный Короткиной. Что каса-
ется изображения, то описание полностью соответствует иконографии
эскиза «Архангел» (1906), опубликованного в «Золотом руне»(35). Оба
названия тождественны и относятся к одному произведению(36). Однако,
согласно исследованию Маточкина, «Архангел» имеет другую цветовую
гамму – красную и зеленую. Назначение эскиза, по мнению исследова-
теля, также иное – для мозаичной стенной вставки. Однако описание
изображения «Архангела» полностью соответствует описанию из фран-
цузского сборника: «...на переднем плане изображен в статичной позе
Архистратиг Михаил в парадном платье византийских императоров, в
коническом шлеме на голове, с лабарумом и сферой в руках. Рядом с
ним по дуге круга выстроилась рать ангелов. Одни из них беседуют, дру-
гие трубят. В центре круга пристально смотрит на мир Всевидящее око.
Оно окружено сонмом херувимов и серафимов...»(37). На этом основании
можно утверждать, что речь идет об этом произведении.
Источники:
35. Золотое руно. 1907. No 4. С. 21.
36. На это также указывает В. Бендюрин. См.: Бендюрин В. Указ. соч.
37. Маточкин Е.П. Указ. соч. С. 26. |