|
Название |
Пскович |
Год |
1894 |
Где находится |
Частная коллекция |
Материалы, размеры |
Картон, пастель, гуашь, белила. 144 х 95 см. (без окантовки) |
Источник |
Bidspirit - сводный каталог аукционных домов России https://bidspirit.com |
Примечание |
Слева внизу подпись: НРерихъ // 1894 Лист оклеен по канту бумажной полосой.
Экспертное заключение: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИМ. ПАВЛА ТРЕТЬЯКОВА от 22 августа 2012
Публикации: Работа указана в списке произведений, опубликованном в монографии Сергея Эрнста "Н.К. Рерих" (Петроград, 1918) и в каталоге В.В. Соколовского (Москва, 1978).
См. эскиз к картине
Загружено 3 изображения из разных источников. |
Происхождение |
- Собрание И.А. Зачиняевой. Россия. Москва - Частное собрание. |
|
|
Представленная картина «Пскович» выполнена в классических академических традициях. Это одна из первых значительных работ, относящихся к раннему периоду творчества мастера. Написана в возрасте двадцати лет, во время обучения Рериха на втором курсе Императорской Академии художеств.
При создании картины использован исторический сюжет, связанный с осадой города Пскова в 1581-82 годах войсками короля Польского и великого князя Литовского Стефана Батория. На картине изображен псковский воин с повязкой на голове и на руке; он стоит у каменной стены, слегка опершись на секиру. В своем очерке «Истинность» (1942) Н.К. Рерих вспоминает о поездке в Псков, где в одной из церквей увидел надпись о том, что «в жестокой сече с ливонскими рыцарями полегло одиннадцать псковичей». Обращение к сюжетной линии картины на склоне лет говорит не просто об интересе автора к русской истории, а, до некоторой степени, об её важности для собственного творчества.
Согласно первоначальному замыслу Н.К. Рериха, картина получила название «Псковский рыцарь. 1581 год» и задумывалась как «большой исторический этюд».
Художник начал работу над картиной летом 1894 года, будучи в имении отца Константина Федоровича Рериха, в деревне Извара под Петербургом. Н.К. Рерих даёт оценку своей будущей работе: «Это, скорее, исторический и археологический портрет». Осенью 1894 работа была продолжена в Петербурге. Она шла под наблюдением художника и надзирателя классов Академии художеств Н.А.Бруни (1856-1935). Картина была представлена на экзаменационную сессию сначала в ноябре, затем ещё раз в декабре 1894 года и оценена комиссией по высшему, первому разряду.
Н.К.Рерих этим произведением фактически положил начало своей художественной карьере.
|
|
Выполнена в классических академических традициях, очень грамотно, очень характерно, мастеровито, и лишь по подписи в левом углу можно судить, что автор работы — Н.К. Рерих. Её только условно можно назвать композицией — это скорее изображение натурщика с воинскими атрибутами и повязкой на руке. Фон — типично условный, дежурный.
Однако, при всех условностях, в картине немало положительного. Хорошо моделированы лицо и фигура воина, передано освещение, фактура различных материалов. Всё изображение удачно скомпоновано. Ко второму году обучения Николай явно преуспел в области рисунка. А ведь ещё за год до этого он лишь начал постигать азы рисования [2, с.91].
2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с. |
|
Неизвестно, написал ли Рерих портрет Михаила Осиповича Микешина, о замысле которого сообщал другу. Сведений об этом портрете нет. А вот исторический этюд — одна из первых известных нам картин Николая Константиновича — надолго захватил все помыслы художника. И в других письмах он говорил о ходе работы над ним: «Тема (кстати, рекомендованная и одобренная Михаилом Осиповичем) хороша, по мне. Но можно бы взять немного иначе. Беда в том, что я чересчур много вижу и чувствую в сравнении с силами. Названо будет «Псковский рыцарь. 1581 г.». Это скорее исторический и археологический портрет. Общую мысль скажу на словах. Черную работу пришлось делать без натуры — надеюсь за сентябрь закончить по академическому натурщику».
Речь идет о картине «Пскович», находящейся ныне в одном из частных собраний. Художник представил на ней могучую фигуру воина с перевязанной головой, опирающегося на секиру. Картина выполнена на картоне пастелью и гуашью.
|
|
«Пскович» настолько жизнеподобен, что Елена Павловна Антокольская, увидев фотографию данной работы, решила, что это попросту фото костюмированного натурщика. |
|
В 1893 году, в первый год занятий в Академии, Рерих создает эскизы «Плач Ярославны», «Святополк Окаянный», «Пскович», «Избушка пустынная», а также работу на евангельский сюжет — «Отречение Петра». За эскиз «Плач Ярославны» молодой художник получает высшую оценку — первый номер первого разряда. |