Эскиз данной композиции неизвестен, сама роспись не сохранилась. Осталась только эта чёрно-белая фотография. В нашем альбоме она воспроизведена по материалам из архива П.Ф. Беликова.
Роспись «Николай Угодник» размещалась на арке шириной около 1 метра и длиной приблизительно 6 метров. Композиция её построена по принципу симметрии. В центре изображён Никола Можайский в епископском облачении с омофором, с мечом в правой руке и церковью в левой. Почитание Николы Можайского сложилось в XIV веке — после татаро-монгольского нашествия на Можайск.
Православная традиция знает характерный портретный облик Святого Николая с высоким лбом, сединой и строгим проницательным взглядом. Рерих пишет лик Николая Угодника в соответствии со сложившимся каноном, а саму фигуру Святителя помещает в центре небесного града. Вокруг крепостной стены вольно пасутся лошадки. Это символизирует образ Николы — заботливого охранителя человеческих душ.
По обе стороны из небесного града вылетают ангелы, которые трубят о Воскресении Христовом, его сошествии во ад и победе над сатаной. Голос народа об Угоднике Божием прозвучал в духовных стихах калик перехожих: «Пастырю словеснаго стада, /Изми мя пекелнаго ада, /А мы будем прославляти, / Имя твоё величати, Николае!» (Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца и слава его в России). «Возведи нас в царство Божие к себе: тверду надежду мы имеем к тебе» — такой стих, напоминающий хвалебную стихиру Угоднику, пели простые иноки.
Художник изображает ад традиционно — в виде драконообразного червя. У него, как у дантовского Люцифера, несколько пастей с огромными острыми зубами. Адские пасти изрыгают языки пламени, и из этого огненного чрева восстают молящиеся души усопших. Очищение, просветление Святым Духом — вот основная идея росписи, выражающей преображение человеческих душ, освобождение их от геенны огненной, от тягот и пут греха.