Башня ужаса.
На картине башня изображена в виде замка. Два сводчатых входа смотрят на зрителя, как два темных, печальных, пронизывающих глаза. Перед одним глазом - входом, сидят трое в темных длинных одеждах. И три фигуры показаны на картине, глубоко скорбящие и печальные.
Взору последовательно открываются залы и своды старинного замка, хранящие следы ужасов и преступлений, неисчислимых переживаний, страданий и надежд. Память о людских судьбах поучительна для современников. А что оставит для потомков наше время, - как бы спрашивает художник.
В работе "Замки печали" Н.К.Рерих пишет, перечисляя залы замка: "Здесь судили и осуждали... Здесь вели заподозренных... Здесь пытали огнем... Здесь смотрели врага... Сюда тащили кого-то убить... Здесь были осужденные... Молельня. Темный, резной хор. Покорные звери на ручках кресел. Здесь молились перед допросом... Тесная ниша. Длинное окошко в зале совета. Невидимое око. Тайное ухо. Здесь узнавали врагов... Исповедальня. Черный дуб. Красная с золотом тафтяная завеса. Через нее о грехе говорили... Малая комната. Окно на озеро. Ларец графини. Около не слышно слово печали. Не в нем ли остались искры радости или усмешка веселья? Или в нем везли горе? Всё, что не говорит о печали, слезы выели из серого камня.
Проходила ли радость по замку? Были в нем веселые трубы. Было твердое слово чести. Было познание брака. Всё это унесло время. Долго стоят по вершинам пустые, серые замки. И время хранит их смысл. Что оставит время от наших дней? Проникнуть не можем. Не знаем, Если бы знали, может быть, убоялись".
Урикова Н.В.