<..>
Через год Святослав Рерих сосредоточился отдельно на портрете Христа, который представляет собой довольно близкую версию картины «Господом твоим». Но всё-таки они различаются, лик Иисуса Христа иначе решён в портрете, чем в сюжетной работе. Понятно, это разные жанры. Поясной портрет выполнен в технике темперы и сангины с добавлением белил. На терракотовом фоне – всё тот же лик
Спасителя. Крупный формат работы позволяет рассмотреть подробно черты лица. У него волосы с проседью, и именно такая внешность говорит о перенесённых страданиях. Вероятно, художник почерпнул эту малую деталь тоже из апокрифических записей. Но она передаёт неповторимое ощущение, которое помогает понять миссию Великого Путника. Страдание – как жертва во имя любви. Над портретом Святослав Рерих начал работать в 1968 году, об этом свидетельствует подписной карандашный рисунок. Вполне возможно, на создание
портрета ушло несколько лет. Но иногда происходят метаморфозы, объяснить которые очень трудно, даже не возможно. В домашнем архиве Святослава Рериха, в его индийском имении «Татгуни» близ Бангалора, хранится обложка журнала с женской фотографией в рост. Это советский журнал «Soviet Film» (1971, № 8; на англ. яз.), посвящённый новостям отечественного кино. На фотографии – молодая актриса Валентина Шендрикова (1945–2017), успешно сыгравшая роль Корделии в фильме известного режиссера Григория
Козинцева «Король Лир». Поиск актеров и выбор натуры был начат в 1968-м, а сам кинофильм вышел на экраны в 1970 году. Прямо по изображению лица актрисы шариковой ручкой художник дорисовал вьющиеся волосы, усилил пробор посредине головы и добавил усы и бороду. У Валентины Шендриковой очень выразительные черты – большие миндалевидные глаза и выступающие скулы. Она действительно
похожа на созданный Святославом Рерихом портретный образ Иисуса. Мягкие женские линии придают очарование портрету. От этого Христос не стал менее мужественным, но, наоборот, более аскетичным. Жёлтый цвет от шарфа на голове, ниспадающего на плечи широкими лентами, перешёл на хитон. По всей вероятности, фотография актрисы и послужила прообразом для портрета, своеобразной заочной
моделью. Этот факт даёт основание говорить о феномене художественного прототипа. Портрет Христа можно датировать
условно 1971 годом.
<..>