<..>
Следующие, 1943 и 1944 годы, стали урожайными на библейскую серию. Из-под кисти художника появилось сразу несколько полотен: «Добрый самаритянин», «Иаков и Ангел», «Надежда», «Вечный зов», «Сад Эдема», первые наброски к «Пиете», начата продолжительная работа над картиной «Христос с учениками» (1943–44). Первая из картин иллюстрирует притчу о добром самаритянине, или самарянине,
рассказанную в Евангелии от Луки. Эту притчу поведал Иисус: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу
и позаботился о нём» (Лк. 10:25–37)
Христова притча учит быть милосердным к людям. Но Святослав Рерих пытается донести и другую истину. Его видение немного иное, и на холсте – вместо «некоторого человека», израненного разбойниками, сам Иисус Христос. Если внимательно присмотреться к чертам лица того, кто лежит на земле, не остаётся никаких сомнений. Сходство проявляется не только на картине, но и в подготовительных эскизах. Что же хочет сказать художник своему зрителю? – Превыше милосердия только Спаситель. Все люди являются Сынами Божьими, особенно угнетённые и обиженные, и в каждом из них потаённо пребывает Христос.
<..> |