Картины С.Н.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2351&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<..> 16. Что представляет собой картина "Ангел с Яковом"? Это известная библейская легенда. Яков сразился с Ангелом, то- есть низшее я с высшим Я. Они всегда находятся в борьбе. Добро и зло находятся в постоянном конфликте. <..> "Яков с Ангелом" /1943/ - эпизод из Виблии, который меня всегда привлекал, так как он выражает исконную борьбу высшего и низшего начала в человеке, совершенства и как бы несовершенства. Это одна из картин целой серии. Тут были вопросы разрешения динамики, цветовых отношений, композиции. И эта серия картин у меня более обширная. Но все картины больших размеров, и поэтому мы привезти их сюда не могли. <..> |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Яков с Ангелом. (1940) - библейское сказание о том, как легендарный патриарх Яков, не узнав в ангеле провозвестника Истины, вступил с ним в борьбу (…) в «Якове с Ангелом» отсутствуют атрибуты времени и места. Они нарушили бы универсальность легенды, присущий ей реализм всеобщности. На полотне изображены две слившиеся в неистовом напряжении борьбы фигуры и вздыбленные этой борьбой земля и небо. Вихрь света и тьмы, который способен перевернуть всё до основания и в самом человеке, и в окружающем его мире. Глядя на это полотно, невольно задаёшь вопрос: всегда ли мы правильно определяем границу между добром и злом в нас самих и в окружающем нас мире? Способны ли различить правду от лжи? Готовы ли к тому, чтобы не ошибиться на крутых поворотах истории и встать на правую сторону? Этот вопрос, заданный зрителю Святославом Рерихом, существенен для каждого человека во все времена. В 1940 году (со-роковом, как подчёркивал старший из Рерихов) он имел особый смысл и особую конкретность. П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.118 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<..> Особняком стоит картина «Иаков и Ангел». В центре изображены две сплетённые друг с другом фигуры. Они напоминают борьбу титанов при начале времён. Всё вокруг сливается в мощном кружении – строения, горы, облака закручены в вихре стихий. Мелькают солнечные крылья Ангела, из-за края белой одежды проглядывает мужественное лицо Иакова. За телами борющихся зияет пурпур бездны, которая являет космический масштаб битвы. Справа в глубине композиции художник как бы повторяет фигуры своих героев, они едва заметны в насыщенных тёмно-синих и лиловых красках. Борьба происходит не только на земном плане, но и во всех мирах одновременно. Работа Святослава Рериха иллюстрирует не Новый Завет, а Книгу Бытия: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему:отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:24–28). Сюжет из Библии повествует о том, что ветхозаветный патриарх Иаков имел старшего брата-близнеца Исава. Согласно пророчеству, потомки старшего брата должны были править страной. Но Иаков по подсказке матери, будучи её любимцем, хитростью добился от слепого отца благословения на первородство. И в результате стал родоначальником народа Израилева. И когда он уже готовился вступить во владение Святой землёй, брат Исав направился к нему с войском, чтобы отомстить. Иаков устрашился и начал истово молиться. Ночью пред ним явился Ангел и вышел бороться с Иаковом. Однако тот нашёл в себе мужество и силу духа противостоять судьбе. Он удержал Ангела до наступления утра. При восходе зари Вестник Божий обязан был удалиться, чтобы славить Господа. Иаков победил в борьбе, и Бог простил ему обман, признав право на первородство и Святую землю. Кто же такой Иаков и кто Ангел, и какой смысл сокрыт в их титанической борьбе? Иаков, прежде всего, богоборец. А таинственный Некто, по слову пророков, был Богом. Да и сам Иаков признаёт, что видел лицо Господа. Неведомый борец приходит из небесного мира. Благодать в жизни достигается напряжением физических сил (Иаков в столкновении повредил бедро), но при этом требуется ещё большее напряжение сил духовных. Внутреннее борение, которое, по сути, олицетворяет собой противостояние Иакова и Бога, есть сражение за веру. Ангел Божий благословляет Иакова и нарекает его новым именем – Израиль. Будущее избранного народа складывается из противодействия, именно оно предопределяет божественное призвание. Через временные испытания и материальные потери люди обретают духовные блага. <..> |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
О картине С.Н. Рериха «Иаков с Ангелом»
Спросят — кто дал вам право дерзать? Скажите — дерзаем по праву эволюции. (…) Нельзя указать сейчас другой путь. Явите дерзания [1]. Агни Йога
В живописном творчестве выдающегося художника XX века Святослава Николаевича Рериха (1904−1993) особое место занимают произведения символические. В основе многих из них — библейские сюжеты, но в современном прочтении они открывают нам новые грани вечной жизни человеческого духа — его устремлений, исканий, борьбы и побед. Одна из таких картин — «Иаков с Ангелом», — находится в Болгарии, она написана в 1943 году, в разгар Второй мировой войны. Вспомним библейский сюжет. У Ветхозаветного патриарха Иакова был старший брат-близнец Исав. Ещё до рождения братьев было предсказано, что потомки старшего будут править страной. Будучи любимцем матери Иаков, по её подсказке, хитростью добился от престарелого слепого отца благословения на первородство [2]. Так он стал родоначальником народа Израилева. Но всю дальнейшую жизнь был вынужден расплачиваться за свой обман. Возмездие неизбежно. Ему пришлось покинуть свой дом и много лет жить в изгнании. Но Иаков был высоко духовным и добродетельным человеком, как-то во сне он увидел: «…Вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» [3]. Эта Лестница — символ Небесной Иерархии — стала называться «Лестницей Иакова». Но вскоре у него случилась встреча с Ангелом наяву. Когда Иаков уже готовился вступить во владение Святой землёй на правах первородства, его брат Исав, уже обещавший ранее его убить [4], направился к нему навстречу с войском. Устрашился Иаков и стал молиться. Ночью перед ним появился Некто — таинственный Ангел — Вестник Бога. Библия повествует: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? оно чудно. И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце…» [5] Это загадочное место в Библии толковалось множество раз. Считается, что виновному в обмане Иакову перед битвой с братом была дана возможность искупить свою вину, и Ангел — Посланник Бога — вышел бороться с ним. Но поскольку Иаков имел чистое сердце, не испугался, но нашёл в себе мужество и силы духа противостать судьбе, Бог Помог ему одолеть Ангела. И тот благословил его. Таким образом, Бог Простил ему обман, Признал его права на первородство и на Святую землю. На картине Святослава Рериха «Иаков с Ангелом» (1943) — две слившиеся фигуры в яром накале борьбы, которая носит вселенский характер. Всё пространство наполнено движением… И земля, и небо, и дальние горы сливаются и кружатся в мощном порыве. Напряжение борьбы нарастает, вспыхивают серебряные, лиловые, тёмно-синие, розовые пространственные вихри, мерцают золотые всполохи могучих крыл Ангела, и в эпицентре боя — скорбное лицо Иакова… Он знает свою вину, но не сдаётся. В могучем обхвате человек держит Посланника Неба — и совершает невозможное — побеждает его! Выдающийся рериховед Павел Фёдорович Беликов отмечал на картине «Вихрь света и тьмы, который способен перевернуть всё до основания и в самом человеке, и в окружающем его мире. Глядя на это полотно, невольно задаёшь вопрос: всегда ли мы правильно определяем границу между добром и злом в нас самих и в окружающем нас мире? Способны ли различить правду от лжи? Готовы ли к тому, чтобы не ошибиться на крутых поворотах истории и встать на правую сторону?» [6] Языком вечных символов Святослав Рерих напоминает, что самая опасная борьба идёт в нас самих. И несмотря ни на что, нельзя сдаваться под ударами судьбы, ибо мощь пробуждённого духа преодолеет всё… В «Гранях Агни Йоги» говорится: «…Путь всё тот же — путь преодоления и господства. Препятствия, трудности и борьба, вызывая сознательное напряжение огненных энергий микрокосма, усиливают их по степени сил противодействующих. С ростом препятствий растут и силы. По врагу и меч. Осознание силы растущей правильно. Как бы ни было сильно нападение тёмное или натиск стихийных условий, надо именно ополчиться духом, вызывая из бездонной глубины своей к жизни и действию беспредельный неисчерпаемый потенциал могущества человеческого духа. Спящую мощь пробудить надо. (…) Можно, можно, можно черпать от силы внутреннего огня осознанного. В минуту особой трудности скажите себе: «Восстань, беспредельная сила, из глубины моей, могучая, всепреодолевающая, непобедимая, огненная». Молния духа от внутреннего огня рождается. Меч духа глубинным огнём сверкает. Микрокосм есть мир беспредельных, неисчерпаемых огненных возможностей. Но нужен волшебный огонь духа, чтобы осветить скрытые сокровища. (…) Я, Владыка Огня, на заре Огненной Эпохи сынов огня к овладению огнём Призываю» [7]. * * * Но в 1970-е годы художник вновь обращается к этому сюжету и создаёт прекрасный лаконичный графический эскиз, на котором только две фигуры. Могучий Ангел с суровым ликом и взметнувшимися крыльями стальной хваткой держит Иакова и грозно наступает на него — тот, ослабевший, изнемогая, склоняется и падает на колено. Судьба неумолима… Удастся ли на этот раз удержать её?
Наталия СПИРИНА Всегда борьба. Всегда победа. Иначе плен. Иначе смерть. И должно трудности и беды Своим огнём преодолеть. Идти вперёд и не сдаваться, И зная, что за нами Братство, Мир новый строить и беречь [8].
Примечания: 1. Агни Йога, 49. 2. Быт. 25:27−50. 3. Там же. 28:12. 4. Там же. 27:41. 5. Там же. 32:24–31. 6. Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М., 2004. С. 118. 7. Грани Агни Йоги 1953, 335. 8. Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 368. 9. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов. http://gallery.facets.ru/ |