<..>
К средине 1940-х годов Святослав Рерих всецело сосредотачивает своё внимание на «Библейской серии». В течение трёх
лет, с 1939 по 1942 год, он работает над большим триптихом «Распятое человечество». Это время – трагический период мировой истории, начало войны в Европе, которая перекинулась на Советскую Россию. Людские массы художник отождествляет с Христом. Страдание на кресте войны и есть современная Голгофа. Первоначальные зарисовки на тему распятия сделаны в традиционном стиле итальянских мастеров. Очевидно, что художник являлся поклонником Падуанской школы (Падуя,Северная Италия), которая прославилась
поиском пластической формы. Ярким представителем этой школы был Андреа Мантенья, автор знаменитого «Распятия» (1459). У Святослава Рериха имеется своё «Распятие», довольно близкое к Мантенья. Это эскиз триптиха, центральная часть ко-
торого по композиции отчасти совпадает с творением итальянца. Левая и правая стороны – фигуры Марии Магдалины и Девы Марии. Они полны пластики движения.
После долгих раздумий Святослав Рерих находит оригинальное решение. Он создаёт панно из трёх частей «Распятое человечество» (завершено в 1942). Лучше всего авторский замысел прослеживается в од-
ном из эскизов большого формата. Это – полноценное художественное произведение, хотя и названо так же, как итоговый триптих. Тело юноши олицетворяет всё человечество, оно изогнуто в виде креста и уже само по себе является подобием распятия. Над головой у юноши – светящийся кокон, внутри которого проступает фигура Спасителя. Его всепроникающий дух присутствует повсюду – и в тонком свете, и
в народной массе.
<..>
|