<..>
Первые парижские дни и недели наполнены впечатлениями. Святослав знакомится с городом, посещает музеи и художественные галереи. Прежде всего, он осматривает коллекции Лувра и музея Гимэ, где собраны восточные редкости. (Последний музей уже давно облюбовал для своих научных изысканий его брат Юрий, который обучался в Парижском университете 1922/23 учебный год.) Прямо в музее Гимэ был задуман и исполнен «персидский костюм». В поле зрения Святослава Рериха попадают и небольшие музеи, такие, например, как музеи Родена и Густава Моро. В начале июня 1923-го он писал из Парижа: «Видел Родена, какой прекрасный музей… Я вернулся домой и в полчаса закончил восточный головной убор, который начал прошлым вечером».
Как раз в это время Святослав Рерих увлечен дизайном костюмов. Он схватынает идеи на лету. Работает всегда допоздна. «В моей голове тысячи костюмов». География творчества предельно широка. В Виши появляется тибетский костюм. Это маленький набросок для будущей большой работы. Работа выполнена в старом тибетском стиле, но усовершенствована фантастическими элементами. Там же воплощен замысел турецкого и следом - индийского костюма, названного автором «Тревожный Индус». Всё написано в голубых и сине-зеленых тонах. В Риме Святослав Рерих рисует коптский костюм, а позже, в Дарджилинге, создает несколько китайских костюмов в «цветистом стиле».
Наибольший творческий подъем у Святослава Рериха приходится на Виши. Он работает с невероятной интенсивностью. За три недели пребывания на горном курорте во французских Альпах им намечено сделать 66 эскизов танцевальных костюмов, из них 30 больших. «Я работаю, как гончая, - пишет Святослав. - Всегда приходят новые идеи, и катастрофически нет времени воплотить их… Моя работа требует 64 часа на три дня. Мне кажется, что я живу не на курорте, а нахожусь в бессознательном состоянии». Юношеский максимализм отводит сну всего посемь часов за трое суток! Впустую не потрачено ни минуты времени, разве что на «прием пищи». Всё отдано работе.
<..> |