Мои соседи. Цикл.
Святослав Рерих создаёт цикл картин «Мои соседи». Иногда он даёт им это общее название, иногда отличные друг от друга, как-то: «Мы всё нашёптываем»(1961), «Гадди»(1961), «Моё красное сари» (1961), «Мой дом» (1962), «Им есть о чём поговорить» (1964), (1964), «Дом горшечника» (1964) и другие. Во всех этих произведениях Святослав Рерих продолжает развивать и углублять одну и ту же тему – тему каждодневной жизни тружеников земли, простых людей юга Индии. Разнообразные сюжеты этой общей темы имеют и общий для всех их «подтекст»: связь человека с окружающей его средой и осмысление человеком своего места, своего обязательного и не заменимого ничем вклада в сокровищницу единого бытия.(…)
«Мои соседи – это люди, живущие вместе со мной на Земле. Это – землепашцы из долины Кулу, горожане из больших городов и те, кто живёт за хребтом в Гималаях и в самых далёких странах. Я люблю всматриваться в лица людей и считаю, что человек – главный объект искусства…» (С.Н.Рерих)
Как бы подсказывая «подтекст» своих произведений, художник даёт им подчас двойное название: картине «Развешивают сари» - «Эти краски никогда не должны поблёкнуть», «Дом горшечника» - «Глина даёт нам формы» и т.д. Таким образом, в конкретности единичного явления художник подчёркивает более широкое, общее начало, второй, стимулирующий единичное явление план.
«Дом горшечника» - обычная, вполне реальная бытовая сценка: часть картины занимает ярко-розовая стена глинобитного дома, крытого золотистой соломой. Вход в дом полузавешан зеленоватыми, жёлтыми и синими циновками. На первом плане - груда глиняных горшков. На фоне изумрудной зелени и ярко-оранжевых кущ деревьев – два тёмных древесных ствола и две человеческие фигуры: женщина с глиняным горшком на голове и мужчина, сидящий перед нею на скрещенных ногах. Он смотрит снизу вверх, охватывая женщину взглядом. Его серьёзный, испытующий взор ловит ответный взгляд женщины. Мужчина любуется водружённым на её голове глиняным сосудом, это их руками из сырого, бесформенного материала создан предмет идеальной формы. Постигая скрытые возможности окружающей нас среды, познавая присущие ей законы, человек строит и свою собственную жизнь. Если над ней потрудиться так же, как над куском податливой в умелых руках глины, то неужели же нельзя сделать эту жизнь идеально прекрасной? Участь «глины в руках горшечника» не вызывает ни у кого сомнений, а вот «участь жизни в руках человеческих» должна заставить задуматься многих и многих.