Обращаясь к библейскому сюжету пребывания Адама и Евы в раю, художник прибегает к своеобразной его трактовке: в умоляющей позе протягивает Адам руки к Еве, сорвавшей запретный плод познания добра и зла. Традиционный «змей-соблазнитель» - отсутствует. Нет по существу и женщины-соблазнительницы. Есть – извечная Тайна бытия, Тайна двух Начал, тяготеющих друг к другу и творящих Жизнь. Эта Тайна разлита по всему Мирозданию. Её символическое отображение в мифологическом сюжете или реальное в бытовой сценке – равнозначны по своему скрытому смыслу и значению. В Тайне нет ни большого, ни малого, её значимость раскрывается в подходах к ней самого человека, в его желании и умении делать «из тайного – явное».
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.152 |
<..>
Поиски образа Христа приводят Святослава Рериха в гущу жизни. Его миссия заключается в том, чтобы принести в мир идеалы красоты. Единственной ценностью во все времена остаются вечные библейские заповеди. Они создают нравственный потенциал любой нации. Художник возвращается к некоторым забытым сюжетам, которые волновали его в 1940-е годы. Тогда планета была объята пламенем мировой
войны, но история повторяется, и через двадцать лет человечество снова втянуто в ядерное соревнование. Карибский кризис поставил людей на грань существования. Тема любви и нравственных ценностей в очередной раз приводит Святослава Рериха к Ветхому Завету.
Две картины, созданные ранее, «Сад Эдема» (1944) и «Вечный зов» (1945), приобрели новое звучание. Они написаны в одном стиле и близки по композиционному решению. Главными героями являются Адам и Ева. Первородные люди находятся в райском саду, пребывая в гармонии и согласии. Вечный зов олицетворяет изначальное единство их божественной природы. Вокруг полыхает огненное зарево
чувств, обозначенное на холсте красными и жёлтыми красками. Влюблённые устремлены друг к другу, хотя Ева уже занесла руку
над головой, чтобы сорвать яблоко с древа жизни. Картины настолько близки и по тематике, и по идейному звучанию, что часто
на выставках проходили под одним названием, но всё-таки они разные по своему настроению. Тёплая и холодная цветовая гамма. Момент полного слияния и разделения двух половинок единой человеческой души. Это своеобразный диптих.
<..> |