Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2721&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
...В такой же традиции создает Рерих картину "Прогулка Гуань-инь" (1925-1926). В отличие от канонических изображений божества Рерих создает образ земной женщины без нимба, по-видимому, не в ранге боттисатвы, а в облике княжны Мяо Шань, с которой народные сказания сближали великую печальницу и спасительницу. В ее абрисе на полотне Рериха можно усмотреть близость к рисунку женской фигуры из Чанша (IV-III вв. до н.э.) - древнейшего памятника станкового изобразительного искусства. Упрощенная же манера изображения дальнего плана напоминает дуньхуанские фрески VII-VIII веков. В то же время произведение Рериха глубоко наследует самую суть китайского искусства, выраженную в шести законах Се Хе. Первый и главнейший из них - "циюнь шэн-дун" - переводится как "одухотворенный ритм живого движения." Циюнь - одухотворенный ритм - наполняет душу художника, если он озаренный свыше, постигает гармонию мироздания - вечную изменчивую суть явлений. Шэн-дун реальное движение, видимое глазом. Истинное мастерство художника, согласно первому закону Се Хе, в том и состоит, чтобы в зримых формах бытия, в композиционном построении, в динамике линий, в цветовой гамме, всеми доступными средствами отразить этот одухотворенный ритм. Всегдашним эталоном высшей художественности у китайцев был гениальный живописец Гу Кай-чжи (IV век н.э.). Произведения его не сохранились; он известен лишь в копиях в самом Китае и на западе (Вашингтон, галерея Фрир, Лондон, Британский музей). Его пленительные женские образы в развевающихся одеждах, которые словно колышат мировой эфир, поражают совершенством линий, гармоничной мерой декоративности и одухотворенности. Уже стало привычным видеть за стилизованными извивами линий некую китайскую характерность, однако внешняя атрибутика так и останется поверхностным сходством, если рисунок не наполнится трепетом жизни. Именно следование высокому искусству подразумевается в шестом законе Се Хе, подражание и копирование старинной живописи. Вообще, последние пять законов, как считает Се Хе, можно постичь и только циюнь шэн-дун присущ художнику от рождения. При всей временной отдаленности, при всей западной основе рериховского полотна, все же в его Гуаньинь ярко проступает обаяние женских образов Гу Кай-чжи. Здесь та же изысканная и утонченная грация, движение складок одежды, летящих птиц, убегающих линий гор на горизонте - все как бы пронизано небесным дыханием, все создает тот одухотворенный ритм, который более всего ценился в искусстве Китая. |
||||||||||
|
||||||||||
Ист: https://vk.com/im/convo/274393987?entrypoint=list_all&w=wall-69707889_41282
На картинах Н.К. Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая китайским народом Бодхисатва Авалокитешвара, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир.
Имя Гуань-инь (Куан-ин) означает «внемлющая звукам мира»; её также называют «Божественным Гласом», «Сладкозвучным Гласом». На картине Рериха мы видим, что сама природа находится под её властью: скалы наклонены в ту же сторону, что и фигура Гуань-инь; они находятся под влиянием ритма божественных звуков, извлекаемых ею из музыкального инструмента. Изысканная и утонченная грация, движение складок одежды, летящих птиц, убегающих линий гор на горизонте — все как бы пронизано небесным дыханием, все создает тот одухотворенный ритм, который более всего ценился в искусстве Китая. Гуань-инь часто изображали стоящей в окружении детей или сидящей в свободной позе, внимательно прислушивающейся к чему-то. Её также изображали многорукой богиней, на каждой ладони которой находится глаз; благодаря этому она может одновременно видеть всех находящихся в беде и оказать помощь. Считается, что произносящий её имя получает избавление от бед: она может облегчить страдания, утешить, спасти.
Древние легенды Китая рассказывают, что Гуань-инь при жизни была дочерью князя Мяо Чжуан-вана и носила имя Мяошань. Юная принцесса, вопреки воле её строгого отца, отказалась выходить замуж и ушла в монастырь. Рассерженный отец приказал Мяошань покончить с собой, но меч, который должен был поразить её, рассыпался на тысячу кусков... Поселившись на островах Путо, сострадательная святая исцеляла больных и спасала моряков от кораблекрушения. Как-то ей стало известно, что её отец тяжело заболел. Мяошань исцелила его, и отец воздвиг в её честь статую, что стало началом культа богини Гуань-инь — милосердной заступницы, обратиться за помощью к которой может любой человек.
Н.К. Рерих в статье «Миссия женщин» пишет: «И на Востоке и на Западе лик Великой Матери-женщины есть мост полного Единения. Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука — все эти благие образы, все эти жертвовательницы... как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира».
И.И. Сереброва. Внемлющая звукам мира |