<..>
Что же имел в виду Николай Рерих, говоря о творческой манере, которая не приемлет никаких «ограничений»? Похоже, речь шла об оригинальной трактовке Святославом новозаветных сюжетов. Одна из его картин называется «Христос в пустыне» (1936). Но, вопреки строгому канону, она дышит Востоком. На холсте изображён Иисус в окружении ланей, с которыми он мирно беседует. Его правая рука протянута в жесте сострадания, как на буддийских иконах. Милость к животным, так же как и к человеку, главный посыл учения Будды. Сострадание ко всем – людям, зверям и даже Сатане, ибо когда-то князь тьмы был светлым ангелом и служил Господу. Восточная мудрость не терпит ханжества и лицемерия, стирая границы повседневности. Ведь и Евангелие повествует о молодой ослице, на которой Иисус верхом въезжал в Иерусалим.
<..> |