Ист.: https://vk.com/wall-186820116_959?w=wall-186820116_959
Н. К. Рерих. Кавказ (Синие горы). 1913 г. (Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент)
В творчестве Н. К. Рериха (1874-1947) горный пейзаж занял ведущее место. Величие и разнообразие горных пейзажей служили темой большинства его работ на протяжении последних двадцати лет жизни.
Рерих воспринимал горы как живое дыхание сил природы, созерцание величия гор и осознание суетности человеческого бытия рядом с грандиозностью мироздания, любование непостижимой красотой прекрасных вершин и безмерно глубокого неба.
Летом 1913 года художник и мыслитель Н. К. Рерих впервые оказался на Кавказе, в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод и в городе-курорте Кисловодске. Его привлекли памятники древней аланской культуры – Рим-гора, крепости в Приэльбрусье, а также ряд горских поселений и других достопримечательных мест. Целая серия «Кавказских этюдов» была создана или задумана художником за время пребывания его на Кавказе.
Искусствовед А. П. Иванов, работавший над книгой о художнике, писал осенью 1913 г: «Кисловодск, где Рерих провел весь июнь, лежит среди предгорий еще далекого здесь кавказского снегового хребта, в котловине, которую со всех сторон обступили толпящиеся друг за другом крутые горы, то округлые по форме, то с плоскими, как бы огранёнными вершинами и боками. То поросшие лесом, то лысые, но все же зеленые от травы стелящихся по ним лугов, они высоки лишь настолько, что в сухую погоду облака только изредка задевают их спины и горбы. По склонам, сходящим широкими уступами в долину и примыкающие к ней ущелья, узкими продольными бороздами белеют пласты меловых обнажений и лепится кое-где темно-серый с плоскими крышами аул. Этот горный ландшафт и служит мотивом для пяти написанных здесь больших этюдов: “Гроб-гора”, “Бугур-стан”, “Синие горы”, “Аул”, “Бугурстан на рассвете”».
Известны и другие работы лета 1913 г.: «Горы» , «Кавказ» и две картины «Облако».