Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=280&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
...Забыта легенда Геродота о муравьях, приносящих золото с берегов Инда. Но кто-то помнит об этом золоте. И Гесер-хан * в срок обещает открыть золотые поля людям, которые сумеют достойно встретить грядущее время Майтрейи. Век общего блага, век мировой общины, завещанный самим Буддою. ...Арья-Бало — Авалокитешвара. Гесер настаивает на постройке храма Арья-Бало. Имя Гесера дошло до Волги (Астрахань). Гесера объединяют с Ассуром *. Храм Гесер-хана был выстроен на месте явления Авалокитешвары. ...Около Калацзе указывают многие места, посвященные имени Гесер-хана: 1. Гаруда Гесер-хана. 2. Седло Гесера. 3. Бубен Бругумы — жены Гесера. 4. Прялка Бругумы. 5. Замок Гесер-хана — высокая скала, белое пятно является знаком двери. ...Весною в Ладакхе бывает праздник Гесера с пеньем и стрельбою из лука. Из названий песен сплетается целый венок Гесера*. (Запомним названия: «Гесер-победитель», «Гесер и клад великанов», «Мудрость Бругумы», «Отец и мать всемогущие», «Возвращение Гесера и Бругумы», «Голоса неба», «Заклятие стрелы», «Четыре победы Гесера», «Молитва Гесера на вершине Шрар», «Гесер—владыка молнии», «Победная песнь Гесера», «Хвала Гесеру».) Одни названия являют путь народного сознания, народного достоинства и мечту о герое свободы. ...Имя Ориона часто связывается с повествованиями о Гесер-хане. ...Живет до сих пор сага о Гесер-хане: «Гесер Богдо-хану посылает семь голов, отрубленных у семи черных кузнецов, а он эти семь голов варит в семи медных котлах. Делает из них чаши, оправляет эти чаши серебром. И так из семи голов вышло семь чаш*, которые Гесер-хан наполнил крепким вином. После этого он поднялся к мудрой Манзал-Гормо * и отдал ей чаши, и угостил ее. Но она взяла эти семь чаш из семи голов черных кузнецов и бросила их в небо. И образовали семь чаш созвездие Долон-Обогод (Большую Медведицу) и сторожит оно сроки». Как замечательно влиты символы в эти неясные и как бы лишенные значения слова, связывающие Гесер-хана с семизначным созвездием Севера. Монгольская «габала» и особенные чаши бутанских храмов напоминают о тех же устремлениях и надеждах.
*Гесер-хан — главный герой монголо-тибетского героического эпоса, широко распространенного в Центральной Азии, в котором Гесер воспевается как народный герой, борец за свободу и счастье народа. *Ассур (Ашшур) — один из мифических библейских праотцев, родоначальник ассирийцев, создавших в VIII—VII вв. до н. э. могущественное государство. *«...Из семи голов вышло семь чаш... » — обычай делать чаши из черепов побежденных врагов имел ритуальное значение и существовал у многих народов на стадии разложения родового строя. *Манзал-Гормо — одна из богинь шаманского пантеона у монголов. |
||||||||||||
|
||||||||||||
...Мощным накалом битвы насыщена картина, посвященная легендарному тибетскому герою Гэсэр-хану. ...Николай Рерих написал ряд картин о популярном среди восточных народов легендарном герое Гэсэр-хане, вокруг которого веками витали их надежды и мечты: «Дружина Гэсэр-хана», «Меч Гэсер-хана», «Знаки Гэсэра» и т.д. Величественным завершением этого цикла является полотно 1941 года «Гэсэр-хан» — всадник в боевой готовности, натянув лук, посылает стрелу, подобную огненной молнии. От стрелка исходит волна пламенной энергии — мощь и устремление к подвигу, которая отражается в пурпурных облаках вечернего зарева. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Картина «Гэсар-Хан». Метущееся в огненном зареве небо. На его фоне гордый силуэт всадника с натянутым луком. Стрела нацелена в самую гущу стихийной схватки. Человек дерзновенно утверждает себя равноправным участником Космических свершений. Звучит блоковское: И тогда в гремящей сфере Небывалого огня — Светлый меч нам вскроет двери Ослепительного Дня! Космос! Сверкающее величие Беспредельности неизмеримо перед лицом человека! Но в этой неизмеримости как раз и черпает человек свои силы. Он посягнул на самое большое и великолепное и уже узнает себя строителем вселенной. Не опасайтесь: рука Гэсар-Хана не дрогнет, и стрела поразит цель — убежденно говорит кисть Рериха. Может быть, кто-то попытается возразить: но ведь это же Гэсар-Хан, а где наш современник? На такой вопрос, пожалуй, никто, кроме самого современника, ответить не вправе. Поставим его перед картиной Рериха «Гэсар-Хан» и хотя бы перед картиной Лактионова «В новую квартиру» и спросим: в какой из них он себя узнает? Ответ предрешен. Никто, конечно, не думает отрицать необходимости отображения быта в изобразительном искусстве и умалять значение бытовиков. Но быт, не озаренный сознанием бытия, это уже не тот быт, к которому стремится современность. Нам нужны новые масштабы не только для того, чтобы измерять космические пространства, но и для того, чтобы устраивать свою жизнь на Земле. И к кому, как не к нам, обращены слова Рериха: «Если простота выражения, ясность желания будут соответствовать неизмеримости величия Космоса, то это путь истинный. И этот Космос — не тот недосягаемый Космос, перед которым только морщат лоб профессоры, но тот, великий и простой, входящий во всю нашу жизнь, творящий горы, зажигающий миры-звезды на всех неисчислимых планах».<…>
|
||||||||||||
|
||||||||||||
РЕРИХИ И «ГЭСЭР» Эпос «Гэсэр» в творчестве Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов занимает особое место. Каждый из них по своему видел его, и, несомненно, что оба находили в нём легендарное прошлое и будущее человечества. Среди прекрасных живописных работ Н.К.Рериха можно назвать: «Гэсэр Хан» (1941); «Дружина Гэсэр Хана» (1930); «Крепость Гэсэр Хана» (1928-30); «Мечь Гэсэр Хана» (1943). Как публицист, Николай Константинович в своих очерках выделял в «Гэсэре», прежде всего, его родственность великим эпопеям человечества, его всемирность, разрушающую временные и культурные барьеры. В очерке «Зигфрид» (1935) он писал: «В сказаниях о Гэсэр Хане можно находить как бы отзвуки Эдды, а временами как бы звучит рог самого Зигфрида. Даже имя жены Гэсэр Хана — Бругума невольно напоминает имя Брунгильды Гэсэ. Наверное, в своё время Чингиз-хан слышал и вдохновлялся подвигами Гэсэра. И многие другие друзья победы — многие Зигфриды почерпали звучность своего рога от подобных же вечных источников». Подвиг и вечный герой, эти два основных стержня мировой культуры, виделись Н.К.Рериху в великом эпосе. Сколько воодушевления можно почувствовать в следующих строках из очерка «А вот и редкое изображение самого Великого Гэсэр Хана. Около водителя собраны знаки его перевоплощений и всё то памятное, что не должно быть забыто в этой великой эпопее. На ступенях трона стоят тибетские сапоги-скороходы, отмеченные в подвигах Гэсэр Хана. Но стоят они близко — это значит, что великий воитель нового мира уже готов к подвигу. Скоро он войдёт». Важнейшие понятия Центральной Азии — Шамбала и эпос «Гэсэр» неслучайно объединялись Н.К.Рерихом в единое целое. Ведь служение Общему Благу и героизм были для него смыслом жизни и главнейшей темой творчества. Юрий Николаевич Рерих в своих научных изысканиях также уделял много внимания эпосу и внёс, несомненно, большой вклад в его изучение. Во время одной из поездок в Восточный Тибет ему удалось разыскать уникальный экземпляр тибетской версии «Гэсэра», обработанный и изданный Р.Стейном. В 1942 г. Юрий Николаевич пишет работу «Сказание о царе Гэсэре из страны Линг», где, обобщая все известные данные, приходит к выводу, что по стилистическим и языковым особенностям этот эпос относится к V—VI векам н.э., а его истоки, возможно, к еще более раннему времени. Живя в Калимпонге, в Восточных Гималаях, с 1949 по 1957 гг., Ю.Н.Рерих написал одну из своих лучших работ — «Амдосское наречие», исследование до сих пор почти неизвестного науке амдосского диалекта с приложением впервые опубликованных и переведённых им фрагментов из «Гэсэра». Образ героя Азии был одинаково близок Рерихам своею древностью и чистотой, народностью и всемирностью. Художнику и мыслителю Н.К.Рериху «Гэсэр» представлялся вечно новой звучной песней, прославляющей подвиг и красоту служения добру. Для ученого Ю.Н.Рериха этот эпос был бесценным живым источником, содержащим в поэтических образах отголоски древних верований и исторических свидетельств Центральной Азии, также полных нестареющей красоты и свежей энергии. Н.М.Смирнов
|
||||||||||||
|
||||||||||||
В грозную годину Великой Отечественной войны художник вновь возвращается к образу пламенного неба в картине «Гэсэр-хан» (1941). Народный герой древнего восточного эпоса посылает мощной рукой огненную стрелу в далекое будущее, в небо, окрашенное красным цветом, который символизирует революцию, эпоху разрушения старого мира и рождения нового. Но рядом с огненным небом революции, с небом «мирового пожара» соседствует прозрачное голубое высокое небо — небо мирного труда и светлых надежд. |
||||||||||||
|
||||||||||||
В картине «Гэсэр-хан» (1941) колорит огненно-красный. Синева невысокой цепи скал лишь подчеркивает яркость окутавшего небосвод пламени, на котором отчеканился силуэт всадника. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Гесер Хан.(1941 г.) Гесер хан - это защитник и мудрец, легендарный герой многих народов и стран - Монголии, Тибета, Алтая. Эту картину Рерих посвятил старшему сыну Юрию - востоковеду, которого больше всего привлекала кочевая Азия и ее бессмертный герой - Гесер. Во всех многочисленных легендах и сказаниях о Гесере прослеживается чёткое соответствие с русскими сказками об Иванушке-дурочке. На картине Гесер стреляет из лука в темное облако и оно рассеивается над горами. И к людям вернется радость, они будут ликовать, слагать сказания и ставить в честь Гесера памятники, как на картине "Меч Гесера". Высоко стоит победитель. И высоко его стремление. Среди багряных облаков можно рассмотреть мчащегося на коне Владыку Майтрейю. Во время транс-гималайской экспедиции Рерихи собрали богатый материал о Гесер хане. "Родиной Гесер хана считается Ладак, и махариджи Ладака ведут свой род от этого героя. На высоких скалах можно видеть белую дверь, ведущую в замок Гесера... А вот и редкое изображение самого великого Гесер хана. Около воителя собраны знаки его перевоплощений и всё то памятное, что не должно быть забыто в этой эпопее". (Н.К.Рерих. Меч Гесер хана). В Бонском монастыре в Шаругане было открыто многотомное рукописное собрание текстов добуддийской религии Тибета - древней и во многом загадочной веры под названием Бон. Часть этих рукописей была посвящена бонской версии знаменитой Гесериады, которую Ю.Н.Рериху довелось слушать непосредственно из уст тибетских кочевых рапсодов. Историки считают, что именно Ю.Н.Рериху принадлежит наиболее правильная версия и датировка этого легендарного эпоса о Гесер хане, столь ярко вополощенного на полотнах его отца. В богатейшем наследии Азии Рерих обратил наше внимание на те легенды и сказания, где нашли своё отражение нравственные устремления народов. Для кочевников Восточного и Северного Тибета легенда о Гесере не просто героическое сказание, это воплощение их мечты о лучшем будущем в образе славного прошлого. Именно так, говоря словами Юрия Николаевича (сына художника), Н.К.Рерих воспроизводил фольклорные образы славного прошлого ради лучшего будущего. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Устремление в будущее и пребывание в нем разрушают власть текущего момента над сознанием. Велика эта власть, и освободиться от нее необходимо для полетов. Эта мысль запечатлена в картине «Гессер-хан». Стрела мысли, направленная мощной рукой в будущее, не символ, но прободение пространства в сферы грядущего и проникновения сознания в них. В Сферах Высоких, где оформлено будущее человечества и намечено космическое течение его эволюции, огненная действительность уявлена в формах, и сочетание сознания с ними вводит его в космический эволюционный поток и в пророческих прозрениях позволяет видеть то, что уже существует в Сферах Надземного Мира. Прозрение в будущее ставит человека лицом к лицу с реальностью Высшего Мира. Грани Агни Йоги, т.13. 283
Великий провидец будущего Николай Константинович Рерих, в своей всемирно известной картине «Гессер-хан», в конкретном символе этой надвигающейся эпохи, выхваченном в полете творческого вдохновения из Огненного Мира клише будущего, запечатлел в величественном образе огненного моря, разлившегося по всему небу от востока до запада - этот ураган пространственной мысли, направляемой стрелой Великого Гессера к достижению новой ступени Земли; и силуэты гор, над которыми стремятся волны огня, не напоминают ли очертания горных кряжей Алтая? Может быть, когда-то, проходя по этому краю, Пророк великого времени уже видел над ним эти строительные энергии и скачущего по горам не Мунтазара, не Мессию, не великого Ригдена, но именно Гессер-хана, имя которого так созвучит Алтаю. Н. Уранов. Огненный подвиг. Алтай
Стрела - это знак Гессер-хана. Стрела - это молния, и наконечники стрел, находимые в полях, принято считать отвердевшей громовой стрелой. Война объявляется посылкою стрелы. Приказ о вооружении, как мы видели, навертывается на стрелу. Гессер-хан вооружен громовыми стрелами, и сужденное войско скоро готово выйти из заповедной страны на спасение мира. Н.Рерих. Сердце Азии. Шамбала |
||||||||||||
|
||||||||||||
...«Пейзажный» подход к решению картины виден и в композиционных работах художника, Так, полотно «Гэсэр-хан» посвящено герою монголо-тибетского эпоса, с именем которого народ связывал мечты о мире и справедливости. Красные, тревожные облака, как всепоглощающее пламя, занимают основную часть холста, создавая настроение надвигающейся опасности. И небольшим чёрным силуэтом изображён верхом на лошади Гэсэр-хан, готовый вступить бой. ... |
||||||||||||
|
||||||||||||
• …Стрела и меч — знаки Гессера. Знаки Гессера высечены на скалах Ладака, его родины… На синих скалах вырублены знаки Гессера. Всадник остановил коня на фоне алого заката, натянул лук — сейчас полетит стрела и послышится в тучах голос Гессера — или Ильи-пророка. Недаром знак Гессера — громовая стрела. Страшны в этих местах грозы и часты в этих местах грозы … [8,c.231]. • Имя Гессера дошло до Волги (Астрахань). Гессера объединяют с Ассуром. Храм Гессер-хана был построен на месте явления Авалокитешвары. Ордосцы ставят перед домом знамёна пятицветные — в цвета радуги, ожидая прихода великого существа — “Тенгрис Очиртай”. Около Калацзе указывают многие места, посвящённые имени Гессер-хана: 1. “Гаруда-Гассер-хан”. 2.“Седло Гессера”: 3.“Бубен Бругумы” — жены Гессера: 4.“Прялка Бругумы”: 5.“Замок Гессер-хана” — высокая скала, белое пятно является знаком двери. У Сумура на скале изображение увенчанного льва. Этот лев — на тибетских военных знамёнах. Монголы говорят о скором приходе Меру. Весною в Ладаке бывает праздник Гессера с пением и стрельбой из лука. Из названия песен сплетается целый венок Гессера: “Гессер-победитель”, “Гессер и клад великанов”, “Мудрость Бругумы”, “Отец и Мать Всемогущие”, “Возвращение Гессера и Бругумы”, “Голоса неба”, “Заклятие стрелы”, “Четыре победы Гессера”, “Молитва Гессера на вершине Шрар”, “Гессер — владыка молний”, Победная песнь Гессера”, “Хвала Гессеру”. Одни названия являют путь народного сознания, народного достоинства и мечту о герое свободы [14,c.99]. • Картина написана на сюжет центрально-азиатского эпоса. Богдо Гессер Морген-хан был любимым народным героем Центральной и Средней Азии и почитался как защитник слабых и угнетённых. Монгольские сказания называли Гессера “искоренителем десяти зол в десяти странах света!” [15]. • …По окончанию еды читаются вечерние молитвы, иногда зажигают ладан, привезённый из Лхасы… Если один из членов семьи умеет петь, он может спеть древнюю балладу о Гессере, могущественном воинственном повелителе, который в прошлом покорил Тибет и его появление ожидается в этом мире, чтобы установить царство справедливости. Я помню эти сидящие на корточках фигуры , с лицами, на которых играют отблески огня, говорящие до поздней ночи о прошлых героических подвигах Гессера и его семи воинственных друзьях. Обычно унылое выражение кочевников внезапно освещается тайным огнём, который передаёт вам лучше, чем слова , проблеск давнего воинственного духа. Огонь догорает, и припадающие к земле фигуры мужчин, с головами, склонёнными низко к коленям, и пряди длинных чёрных волос постепенно исчезают в темноте [25,c.319]. • Как в наших эпических средневековых поэмах, сабли тибетских героев наделяются именами. Известные сабли ведут своё происхождение от так называемого Гессера лха-кханга, или замка Гессера, расположенного вблизи Джекундо в Северо-Восточном Тибете. Упоминают, что после завершения своих кампаний король Гессер внёс всё своё оружие в этот храм. Потолок храма состоит из длинных сабель и копий вместо балок. Во время недавней китайско-тибетской войны большое количество этих сабель украдено тибетскими солдатами и теперь их предлагают за баснословные цены [25,c.323]. • Всё небо охвачено огненно-красным пламенем. Над этим небом, уже в иных пределах, происходит вселенская, апокалиптическая битва добра со злом. Заступник доброго начала, Гессер-хан, целится в невидимое. Символический образ Гессера приобретает многозначный таинственный смысл [40,c.82].
8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. 14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с. 15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с. 25. Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. 1993г., 496 с. 40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
||||||||||||
|
||||||||||||
«Владыка Гессер-хан идет с непобедимым войском, чтобы уничтожить нечестивые элементы Лхасы, и водворяет всеобщую справедливость и благосостояние.(…) Стрела – это знак Гессер-хана. Стрела – это молния, и наконечники стрел, находимые в полях, принято считать отвердевшей громовой стрелой. Война объявляется посылкою стрелы. Приказ о вооружении, как мы видели, навертывается на стрелу. Гессер-хан вооружен громовыми стрелами, и сужденное войско скоро готово выйти из заповедной страны на спасение мира». Н.К.Рерих. Сердце Азии, Рига, «Виеда», 1992 г., с.223
Николай Константинович подарил Юрию Николаевичу на день рождения картину «Гесэр-хан». Именно данный сюжет был близок натуре Юрия Николаевича. «Как и Гесэр, он был по складу своего характера воин. Внешний вид кабинетного ученого был лишь доспехом этого воина». «Устремление в будущее и пребывание в нем разрушает власть текущего момента над сознанием. Велика эта власть, и освободиться от нее необходимо для полетов. Эта мысль запечатлена в картине «Гесэр-хан». Стрела мысли, направленная мощной рукой в будущее, не символ, но прободение пространства в сферы грядущего и проникновение сознания в них. В Сферах Высоких, где оформлено будущее человечества и намечено космическое течение его эволюции, огненная действительность уявлена в формах, и сочетание сознания с ними вводит его в космический эволюционный поток и в пророческих прозрениях позволяет видеть то, что уже существует в Сферах Надземного Мира. Прозрение в будущее ставит человека лицом к лицу с реальностью Высшего Мира. Н.Д.Спирина. Отблески, 2002 г., «Штрихи к портрету», с.51 |
||||||||||||
|
||||||||||||
Особенно сильное впечатление произвело на меня полотно «Гесэр-хан». Эта картина, созданная в 1941 году, была подарена Юрию Николаевичу ко дню рождения его отцом... Мне сразу открылась близость данного сюжета натуре Юрия Николаевича. Как и Гесэр, он был по складу своего характера воин. Внешний вид кабинетного учёного был лишь доспехом этого воина... На картине всадник с натянутою тетивой лука, верхом на гордом благородном коне целится очень далеко — куда-то в пылающее красным заревом небо. Это был скорее вызов грядущему, нежели преследование какого-либо врага. Смотреть далеко вперёд и быть готовым вступить в бой за лучшее будущее человечества — таким качеством наделил своего героя Гесэра монгольский народ. Это качество в полной мере было свойственно и Ю.Н.Рериху.
П.Ф.Беликов
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||
|
||||||||||||
В духовных традициях как России, так и Индии - каждый праведник это воин, совершающий подвиги. Николай Константинович Рерих говорил: "Битва за лучшее будущее не только на полях сражений". Не случайно Николай Константинович подарил Юрию ко дню рождения картину "Гэсэр-хан", ставшую мудрым напутствием на духовный подвиг. Вот что вспоминает по этому поводу П. Ф. Беликов, исследователь жизни и творчества Н. К. Рериха ."Мне сразу открылась близость данного сюжета натуре Юрия Николаевича. Как и Гэсэр, он был по складу своего характера воин. Смотреть далеко вперед и быть готовым вступить в бой за лучшее будущее человечества - таким качеством наделил своего героя Гэсэра монгольский народ. это качество в полной мере было свойственно и Юрию Николаевичу Рериху". Вся его деятельность была устремлена в будущее, он жил будущим. Он говорил: "...надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить и в следующий раз так не поступай. Не надо думать о причиненных тебе обидах. Лишь бы можно было сотрудничать. Будущее светло, надо все ему принести". По материалам статьи Н. С. Юшковой и А. П. Юшкова |